Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Представленный на семинаре проект реализуется в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» («Приоритет-2030»). Его особенность — объединение одной исследовательской темой трех кампусов НИУ ВШЭ, имеющих Центры языка и мозга: в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Когнитивные нарушения в ХХ веке стали одной из главных проблем человечества, с которой борются ученые во всем мире. Перспективное исследовательское направление — разработка и автоматизация инструментов ранней диагностики речевых и других когнитивных нарушений у взрослых и детей.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ уже более 10 лет ведут работу над созданием единого цифрового комплекса инструментов для диагностики нарушений речи, памяти, внимания и других функций.рослых. Команда центра разрабатывает и стандартизирует приложение для оценки скорости, точности чтения и уровня понимания прочитанного у взрослых носителей русского языка — «ЛексиМетр-В».
«Наша цель — создание линейки диагностических приложений для выявления когнитивных нарушений на базе исследований, которые ведутся в трех Центрах языка и мозга НИУ ВШЭ, — заявила директор Центра языка и мозга (Москва), научный руководитель Института психологии здоровья (Санкт-Петербург) Ольга Драгой. — Характерная особенность наших проектов — это цифровизация всех разработанных инструментов, что открывает новые исследовательские и диагностические возможности».
Летом 2023 года Центр языка и мозга запустил первое приложение Вышки в RuStore для диагностики речевых расстройств у детей: КОРАБЛИК — Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций.
На конец 2024 года запланирован запуск в RuStore приложения на основе Русского афазиологического теста (РАТ). Это многоуровневый инструмент, состоящий из 13 субтестов, где представлены все языковые уровни — от фонологии (восприятия и порождения отдельных звуков) до дискурса. С его помощью можно оценить, на каком уровне произошел сбой речевой функции у конкретного пациента. Это позволяет прицельно выстраивать речевую терапию у пациентов с афазией после инсульта именно на том уровне, на котором произошло нарушение.
На семинаре исследователи также поделились опытом успешного совершенствования нейролингвистических инструментов с помощью машинного обучения. Так, в прошлом году совместно с Институтом искусственного интеллекта был запущен «Дислектор» — кросс-платформенное приложение для определения нарушения чтения (дислексии) у младших школьников. Приложение работает вместе с портативным айтрекером, который фиксирует движение глаз ученика во время чтения, после чего проводится анализ данных с использованием ИИ. Предобученная модель глубинного обучения с высокой точностью (99%) классифицирует участников на группы: дети с нормальным чтением, дети с риском дислексии и дети с выраженной дислексией.
Искусственный интеллект в этом проекте выступает инструментом, способным ускорить и оптимизировать процесс скрининга, что в конечном итоге может привести к индивидуализированному подходу в обучении и лучшему пониманию потребностей детей с различными особенностями чтения.
Светлана Дорофеева
«Дислексия – проблема не только детского возраста. Многие исследователи отмечают, например, что число студентов высших учебных заведений, которые сталкиваются с трудностями в чтении, неуклонно растет», — считает научный сотрудник Центра языка и мозга Светлана Дорофеева.
Под ее руководством в Центре языка и мозга — Санкт-Петербург продолжается работа над инструментами диагностики нарушений чтения у взрослых. Команда центра разрабатывает и стандартизирует приложение для оценки скорости, точности чтения и уровня понимания прочитанного у взрослых носителей русского языка — «ЛексиМетр-В».
Этот лингвистически сбалансированный инструмент включает в себя два параллельных текста: «Пейзаж» (198 слов) и «Корабль» (194 слова). Тексты обладают одинаковой лингвистической сложностью, но содержат предложения разной синтаксической сложности. Это позволяет оценить, как меняется когнитивная нагрузка в зависимости от синтаксической структуры, и в дальнейшем диагностировать трудности с чтением у русскоговорящих взрослых людей.
Сергей Кольцов
В планах ученых — совместная с Санкт-Петербургской школой физико-математических и компьютерных наук и Лабораторией социальной и когнитивной информатики разработка инструмента для автоматического анализа аудиосигнала с помощью машинного обучения для предсказания наличия, типа и тяжести афазии. По словам профессора Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук Сергея Кольцова, результатом такой совместной работы также может стать голосовой ассистент для тренировки пациентов с афазией. И для этого необходимо совместить компетенции разных профессионалов: логопедов, психологов, лингвистов, программистов и клинических специалистов.
Вам также может быть интересно:
«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»
28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.
В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.
Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу
Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.
Заглянуть в будущее: как вышкинцы изучают меняющийся мир
Молодые ученые Вышки представили свои исследовательские проекты, ставшие победителями конкурса стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Они будут строить прогнозы финансовых показателей российских компаний и развития вторичных санкций, просчитывать размер инвестиций в системы теплоснабжения, изучать причины готовности населения к благотворительности, учиться применять новые методы форсайта, а также изучать возможности использования методов научной фантастики.
В НИУ ВШЭ исследовали, как трансспинальная стимуляция влияет на движения человека
Команда Центра нейроэкономики и когнитивных исследований протестировала более 80 человек, чтобы выяснить, как трансспинальная стимуляция постоянным током влияет на координацию движений. В то время как при силе тока 1,5 мА моторный ответ мышцы возрастал, дальнейшее увеличение силы тока до 2,5 мА не вызывало усиления эффекта. Полученные в результате исследования данные помогут в разработке более оптимальных протоколов абилитации и реабилитации пациентов с нарушениями опорно-двигательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Genes and cells.
Перспективы исследований и возможности для сотрудничества: в НИУ ВШЭ обсудили развитие стратегических проектов
26 и 27 июня в Вышке на Покровке состоялось обсуждение возможностей партнерства исследовательских команд университета со стратегическими проектами НИУ ВШЭ в рамках программы «Приоритет-2030». В ходе двухдневной сессии руководители стратегических проектов представили основные направления реализуемых исследований, ключевые достигнутые результаты и свое видение вовлечения новых исследователей.
Отслеживать тренды и принимать взвешенные решения поможет новый аналитический продукт ВШЭ
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) запускает новый аналитический продукт — серию ежеквартальных информационных бюллетеней. Их цель — помочь бизнесу принимать стратегические и инвестиционные решения. Первый выпуск посвящен тенденциям развития России в январе — мае этого года в разрезе ключевых направлений экономики и социальной сферы. Информационные бюллетени выпускаются в рамках Стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», реализуемого по программе «Приоритет-2030».
В НИУ ВШЭ состоялась первая конференция «Искусственный интеллект в медиа»
В работе форума приняли участие представители бизнеса, коммуникационных агентств, медиа, а также эксперты Вышки. Они обсудили то, как ИИ изменит креативные индустрии и повлияет на личный бренд и может ли искусственный интеллект помочь бизнесу лучше понять своего клиента. Стоит отметить, что прошедшая конференция — первая из серии запланированных мероприятий для профессионалов медиарынка и коммуникаций.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.