Летняя школа ЛССИ – 2012: итоги и планы
Завершилась Летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Директор лаборатории Эдуард Понарин поделился своими впечатлениями о прошедшей школе и перспективах ее развития.
— Эдуард Дмитриевич, как вы в целом оцениваете закончившуюся школу, каковы ваши общие впечатления?
— Лично я оцениваю положительно. Программа школы включала курсы по передовым статистическим методам, очередную отчетную сессию международной исследовательской сети Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ, а также гостевые лекции известных ученых-социологов. В этом году участниками школы стали более тридцати молодых исследователей из университетов и научных центров России, СНГ и Европы. Я читал на школе курс по многоуровневому регрессионному анализу в статистическом пакете R.
Как мне представляется, сотрудники лаборатории в сжатые сроки смогли освоить достаточно сложный метод статистического анализа. На последний день школы в программе были запланированы презентации моделей, созданных самими участниками на собственных данных с использованием структурных уравнений, и я был приятно удивлен тем, насколько хорошо у них это получилось.
Может быть, программа оказалась чересчур насыщенной из-за того, что на школу приехали не только участники нашей исследовательской сети, но и люди, нацеленные в большей степени на изучение собственно структурных уравнений. Мы также обсуждали их проекты, касавшиеся несколько иных предметных областей, нежели те, которые имеют приоритет для лаборатории. На это ушло какое-то время; с другой стороны, это было полезно для тех, кто эти проекты представлял. Они получили обратную связь, советы и комментарии специалистов высокого уровня. Надеюсь, это пойдет на пользу их профессиональному развитию.
— Из новых участников кто-нибудь мог бы стать в будущем ассоциированным сотрудником ЛССИ?
— Потенциально — да. Джудит Гонсалвеш показала себя как сильный исследователь. Ее проект, посвященный воздействию практики домашнего ухода на рынок медицинских услуг в Швейцарии, в общем-то сравнительный, хотя и проводится на субнациональных данных. Можно также отметить и некоторых участников из России и СНГ. Ирина Вартанова из петербургского университета, Юлия Середа с Украины — сильные исследователи, с которыми нам было бы интересно работать.
— Как возникла идея со структурными уравнениями? Почему именно этот метод был выбран для преподавания на школе в этом году?
— На самом деле это планировалось с самого начала работы Лаборатории. Первая наша школа была посвящена многоуровневым моделям. Поскольку ЛССИ занимается межстрановыми сравнениями, то без знания многоуровневых моделей не обойтись, это основной статистический инструмент для подобных исследований, позволяющий анализировать вариацию как на страновом, так и на индивидуальном уровне.
Второй этап развития технических навыков, необходимых для исследований по темам ЛССИ — моделирование структурными уравнениями. Это такой современный метод, он позволяет проверять шкалы, которыми мы пользуемся. Ученые, использующие такие межстрановые базы данных, как World Value Survey, часто строят суммарные индексы. При построении подобных индексов обычно делается ряд допущений, например о том, что все переменные имеют равный вес; но это не всегда оправданно. Чтобы проверить, насколько корректными являются наши допущения в каждом конкретном случае, нужно применить конфирматорный факторный анализ. А чтобы наблюдать взаимоотношения между латентным переменными, нужны уже структурные уравнения. Эти методы мы как раз и осваивали на только что закончившейся школе.
В следующем году, если все будет хорошо, мы рассчитываем провести Летнюю школу по многоуровневому моделированию структурными уравнениями, суммировав, таким образом, опыт первой и второй наших школ.
— Вы сказали, что в программе школы помимо занятий и презентаций исследовательских проектов также были гостевые лекции видных ученых…
— Да, у нас выступали профессора Питер Шмидт и Херманн Дюльмер, а также некоторые другие. Их разработки находятся в авангарде современных социальных исследований. С точки зрения методологической тщательности мне больше всего понравилась лекция Дюльмера, который попытался проверить теорию модернизации Инглхарта, применив достаточно сложный метод, как раз тот, который мы собираемся сделать предметом изучения на следующей летней школе — многоуровневые структурные уравнения. И результаты получились неоднозначными. Какие-то теоретические предсказания оправдались; но, например, культурное измерение оказалось менее самостоятельным и более зависимым от экономических факторов, чем это ранее предполагалось Инглхартом.
Лекция Шмидта об исследовании ценностных различий в Европе с помощью анализа латентных классов, конечно же, тоже была очень интересной, особенно в методологическом плане, хотя и еще более критичной по отношению к положениям теории Инглхарта. Но это замечательно, что ученые, работающие в различных теоретических традициях, представляют свои альтернативные взгляды и показывают, как можно использовать количественные методы для проверки и подтверждения своих гипотез. В этом смысле одним из наиболее ярких моментов всей школы для меня стал увлекательнейший методологический диспут Шмидта и Дюльмера после лекции последнего. Это была впечатляющая, очень интересная и поучительная дискуссия!
— Если оценивать прошедшую школу с точки зрения ваших ожиданий перед ее началом, как бы вы могли охарактеризовать, как все в итоге прошло? Лучше или хуже, чем предполагалось? Что стоило сделать по-другому, и были ли какие-то приятные сюрпризы?
— Во-первых, мне понравилось место, где проводилась школа. В Зеленогорске было очень здорово! Что касается содержательной части, то, как я уже говорил, все прошло очень хорошо. Единственное, программа была слишком насыщенной, и как мне представляется, в будущем стоит избегать такой концентрации проектов, представляемых на школе.
— Каковы планы лаборатории? В частности интересно, будет ли ЛССИ в дальнейшем проводить только одну школу в год, или же возможно будет организовывать еще и зимнюю школу?
— В следующем году у нас вряд ли получится организовать зимнюю школу, потому что срок нашего гранта заканчивается, и будет ли он продлен, неизвестно. Поэтому планировать что-то на зиму мы не можем. Но я очень рассчитываю, что финансирование будет продолжено, поэтому следующая школа, скорее всего, все-таки состоится в июле и, как я уже говорил, будет посвящена многоуровневым структурным уравнениям.
Если у нас будут долгосрочные финансовые гарантии, то можно подумать и о том, чтобы проводить как летние, так и зимние школы. Лаборатория уже, в общем-то, является одним из сильнейших исследовательских центров в российской социологии. И одна из основных миссий лаборатории в том, чтобы делиться своей методологической экспертизой с другими учеными, а также способствовать повышению статистических навыков молодых российских исследователей. Поэтому я за то, чтобы наши методологические школы проводились два раза в год.
— Уже продумывали, кто станет ведущим лектором на следующей школе?
— Сейчас мы рассматриваем несколько кандидатов. Один из них — это уже знакомый нам Херман Дюльмер, который в качестве лектора участвовал и в этой школе, и в школе 2011 года. Другие возможные кандидаты — это Барт Мюлеман (Meuleman) из Университета Левена, а также Эльмар Шлютер (Schlüter) из университета Кельна. Но пока это только предварительные кандидатуры; точный ответ я дать еще не могу.
* * *
Добавим, что в ближайшее время на сайте ЛССИ будут опубликованы резюме основных докладов и гостевых лекций, прочитанных на школе, а также презентации участников в формате PDF. С ежедневными отчетами, описывающими основные события каждого дня школы, также можно ознакомиться на сайте лаборатории.
Борис Соколов, специально для новостной службы портала ВШЭ
Шмидт Питер
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.