НИУ ВШЭ стал абсолютным лидером рейтинга вузов по подготовке кадров для ИИ
Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал обновленный рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ. В него вошли 203 российских университета из 68 регионов. Высшая школа экономики первой получила наивысшую категорию А++.
Рейтинг вузов Альянса в сфере искусственного интеллекта публикуется в третий раз, университеты в нем распределяются по группам в зависимости от качества подготовки. Участвуют вузы, предлагающие программы бакалавриата и специалитета в сфере искусственного интеллекта.
Высшая школа экономики стала абсолютным лидером рейтинга, войдя в высшую категорию А++ — новую группу, впервые сформированную в этом году.
Оценка строится на основе открытых данных и независимых исследований Альянса в сфере ИИ: учитываются опросы работодателей о востребованности выпускников (свыше 150), анкетирование студентов о качестве образовательной среды (более 12 тысяч), а также верификация данных через личные кабинеты вузов, что повысило прозрачность и достоверность аналитики. «Новая система личных кабинетов для вузов стала стимулом для диалога с бизнесом. Мы отмечаем высокую вовлеченность участников: учебные заведения активно интересуются возможностями роста в рейтинге», — сообщили в альянсе.
Наибольшая концентрация ведущих вузов сохранилась в Москве и Санкт-Петербурге. Среди лидеров рейтинга 2025 года — Университет ИТМО и МФТИ (группа А+), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет (группа А).
Валерий Фальков
Рейтинг вузов альянса может служить технологическим компаниям ориентиром при найме выпускников на работу, отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «Сегодня весь мир стоит на пороге нового технологического уклада, одной из ключевых составляющих которого является искусственный интеллект. В связи с этим российским университетам необходимо в кратчайшие сроки подготовить квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми навыками и знаниями. Альянс в сфере ИИ собирает представителей университетского сообщества и бизнеса, которые вместе обсуждают вопросы, стоящие перед системой высшего образования в связи с повсеместным внедрением искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Важным результатом такой совместной работы стало формирование рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта», — заявил он.
Александр Ведяхин
Рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ является ключевым проектом Альянса в сфере ИИ, реализуемым при поддержке Правительства РФ и Минобрнауки России. Он не только отражает уровень российского образования в области ИИ, но и служит дорожной картой для развития отечественной цифровой экономики и обеспечения технологического суверенитета России, убежден первый заместитель председателя правления Сбербанка, председатель Наблюдательного совета Альянса в сфере ИИ Александр Ведяхин. «Инвестиции в человеческий капитал и тесное сотрудничество науки, образования и бизнеса создают прочный фундамент для инноваций, которые станут движущей силой национального прогресса и повысят глобальную конкурентоспособность страны в эпоху ИИ», — подчеркнул он.
Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ
«Наш успех в рейтинге Альянса ИИ — результат работы всей экосистемы университета и его партнеров — лидеров ИТ-индустрии. Для Вышки сегодня высокий уровень цифровой культуры — норма как для студентов, так и для сотрудников, а исследования в области искусственного интеллекта все чаще носят мультидисциплинарный характер. Сотрудничество с ведущими российскими технологическими гигантами — один из наших приоритетов: мы совместно реализуем образовательные программы, ведем фундаментальные исследования и разрабатываем прикладные проекты. Наша задача — не просто усилить компетенции в сфере ИИ, а с помощью новой технологии помочь стране решить ключевые задачи национального развития».
В Высшей школе экономики, лидере рейтинга Альянса в сфере ИИ, студенты всех специальностей получают цифровые навыки и учатся использованию ИИ-технологий. На факультете компьютерных наук и в других подразделениях университета запущены образовательные программы, которые посвящены искусственному интеллекту, в том числе с ведущими индустриальными партнерами. Активно развивается направление ИИ и в кампусах. В частности, недавно в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург создана Школа информатики, физики и технологий (ШИФТ), партнером которой стал VK.
Стоит также отметить, что кампус НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде (факультет информатики, математики и компьютерных наук) занял первое место в рейтинге трудоустройства выпускников Минтруда России, по направлению магистерской подготовки «математические и естественные науки» (в эту категорию входят компьютерные и информационные науки).
В апреле 2025 года Высшая школа экономики заняла первое место среди вузов по итогам конкурсного отбора по программам высшего уровня «ТОП ДС», которые в 2025–2030 годах займутся подготовкой специалистов в сфере искусственного интеллекта. Отбор проводили Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Аналитический центр при Правительстве РФ.
В июне 2025 года Высшая школа экономики стала одним из победителей отбора третьей волны исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Центр оптимизации и адаптации больших фундаментальных моделей НИУ ВШЭ (Центр ИИ) займется созданием новых методов и инструментов, чтобы сделать обучение, использование и адаптацию сложных моделей искусственного интеллекта дешевле и эффективнее.
Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ
«Высшая школа экономики стала абсолютным лидером рейтинга вузов Альянса в сфере искусственного интеллекта по подготовке ИИ-специалистов. Это очень значимое для нас достижение. Мы уверены, что это результат реализации нашей стратегии, в которой фундаментальные исследования в области ИИ тесно связаны с индустриальными партнерствами. На факультете компьютерных наук мы не просто ведем подготовку специалистов — мы строим экосистему, где наука, образование и индустрия объединены для создания инноваций и становятся драйвером развития в сфере искусственного интеллекта».
Михаил Мухин, декан Школы информатики, физики и технологий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Лидерство НИУ ВШЭ в рейтинге по качеству подготовки специалистов в области ИИ — это закономерный результат нашей системной работы. В санкт-петербургском кампусе мы создали уникальную экосистему для подготовки ИИ-специалистов, запустив совместно с VK Школу информатики, физики и технологий. Наша модель обучения приближена к реалиям ИТ-компаний: образовательные программы разрабатываются с участием ведущих экспертов индустрии, студенты работают над реальными кейсами в современной инфраструктуре. Основа нашего успеха — сочетание сильной академической базы и всеобъемлющего сотрудничества с индустриальными партнерами. Это позволяет готовить специалистов, которые обладают не только широким спектром востребованных навыков, но и глубокими фундаментальными знаниями для создания актуальных и востребованных решений в такой передовой области, как искусственный интеллект».
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ
«Результаты рейтинга очень важны для нашего университета. Прежде всего это внешняя оценка от ведущих работодателей в области BigTech, объединенных в Альянс ИИ. И эта оценка подтверждает высокое качество обучения и верность выбранной нами образовательной модели, которая предусматривает, что цифровым компетенциям и работе с ИИ обучаются все студенты университета. Кроме того, очень важно, что Вышке впервые удалось перейти в группу А++. Это признание того, что мы успешно развиваемся, отвечая на новые вызовы, и на деле решаем задачу достижения технологического лидерства».
Вам также может быть интересно:
Критика речистого разума: искусственный интеллект в восприятии математиков
Математики Вышки считают, что не стоит опасаться потери работы из-за массового использования ИИ, и одновременно предостерегают от некритического восприятия работ и проектов, подготовленных с его применением. При этом ИИ может быть полезным инструментом в исследованиях, создавая модели и обрабатывая большие массивы информации.
«Будущее не предопределено — мы формируем его решениями сегодня»
Стратегический технологический проект «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования» ВШЭ охватывает горизонты от 10 до 30 лет и включает работу над новыми методиками сценарного анализа. Он объединяет исследователей разных направлений и помогает выстраивать целостное видение будущего. Цель проекта — не только построить прогнозы, но и выработать практические рекомендации для государства и бизнеса. О том, зачем учиться ставить правильные вопросы о будущем, рассказала декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Анастасия Лихачёва.
Стартовала регистрация школьников на Всероссийскую олимпиаду по ИИ
Открылась регистрация на пятый сезон Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В этом году организаторы ожидают увеличения числа участников — соревнование получило международный статус, и теперь принять участие могут школьники 8–11-х классов не только из России, но и из других стран. Олимпиаде присвоен II уровень в перечне РСОШ — ее призеры и победители получат льготы при поступлении в вуз.
В НИУ ВШЭ обсудили глобальные тренды ИИ на международной форсайт-сессии
В Высшей школе экономики прошла международная форсайт-сессия по искусственному интеллекту (ИИ). Российские и иностранные ученые обсудили тренды и вызовы, которые возникают в связи с быстрым развитием ИИ.
Больше не одинокий гений: как сохранить идентичность ученого в эпоху ИИ
Сегодня профессия ученого требует новых навыков, зачастую не связанных с наукой — от умения находить гранты до успешной продажи продукта своего труда. Огромным вызовом стал ИИ, который справляется со многими задачами быстрее человека. Центр научной интеграции НИУ ВШЭ организовал вебинар «Ученые и искусственный интеллект», посвященный профессиональной идентичности исследователя в условиях стремительной цифровизации и технологических трансформаций. Подробнее — в материале HSE Daily.
Географы НИУ ВШЭ рассчитали климатический риск-профиль Красноярского края
Команда Центра геоданных факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ детально оценила природные риски, которым подвергается Красноярский край из-за изменения климата. Обсуждение риск-профиля состоялось на прошедшем в Новосибирске XII Международном форуме технологического развития «Технопром-2025».
НИУ ВШЭ и Правительство Якутии подписали соглашение о сотрудничестве в области климатической адаптации
Соглашение о стратегическом сотрудничестве в научно-технологической и образовательной сферах подписали декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев и Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.