• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа Лаборатории ТРПЭ: итоги и планы на будущее

Завершилась первая летняя школа Лаборатории теории рынков и пространственной экономики (ТРПЭ) Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ «Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика». Ее итоги подводит заведующий лабораторией Владимир Матвеенко.

Владимир Матвеенко
Владимир Матвеенко
— Владимир Дмитриевич, расскажите об участниках школы? Как отбирались заявки на нее?

— Наша лаборатория проводила открытый конкурс на участие в летней школе, который широко объявлялся на порталах Высшей школы экономики. При этом основой конкурса были не просто анкетные данные, как это иногда бывает в подобных программах, — мы требовали либо представить результаты уже проведенных исследований, либо показать свое умение решать задачи по микроэкономике. Конкурс прошли практически все, кто обладал необходимым минимумом знаний по экономике и нужной мотивацией. Очень приятно, что, в основном, это аспиранты и молодые исследователи из российских вузов. В то же время — и это стало для нас неожиданным — большой интерес к нашей летней школе проявили и маститые экономисты, в том числе заведующие кафедрами, профессора.

«География» слушателей школы охватывает территорию от Санкт-Петербурга до Астрахани и от Белгорода до Хабаровска. Сама школа проводилась в Нижнем Новгороде, и, наверное, с этим связано то, что особенно много заявок на участие поступило из Нижегородского кампуса ВШЭ и из вузов приволжских городов. Участвовали в школе и преподаватели кафедры экономической теории Санкт-Петербургского кампуса Вышки, в том числе заместитель заведующего кафедрой Владимир Пырлик и старший преподаватель Яков Куга.

— Как была организована работа школы?

— Это был очень сложный механизм, но он сработал четко. Дело в том, что параллельно с нашей школой в соседних аудиториях проводилась третья школа Российской экономической школы (РЭШ) по проекту ReSET HESP «Роль географии в экономике: теория и эмпирика». Поэтому обе школы могли использовать известные эффекты синергии и взаимных экстерналий. Слушатели нашей школы получили уникальную возможность не просто учиться и общаться с преподавателями, но сразу попасть в насыщенную среду увлеченных людей, которые участвуют в похожей программе уже третий год.

С другой стороны, участникам «хесповской» программы (а это вузовские преподаватели из стран СНГ), наверное, было приятно встретить команду «новичков» — заинтересованных слушателей, которым «старички» могли непосредственно передавать свои знания. В общем, способы обучения малыми группами и методом погружения становились полной реальностью и показывали свою эффективность, когда слушатели двух школ постоянно, почти круглосуточно, общались.

— Какие занятия проводились на школе? Какие лекции читались?

— Программа школы включала лекции известных исследователей из университетов США, ВШЭ, РЭШ, Киевской школы экономики, подробные обсуждения результатов исследований, проводимых лабораторией ТРПЭ. Кроме того, мы организовали встречу с практиком, архитектором Александром Ложкиным, а также экскурсию по Нижегородской области, которая была интересна не только с профессиональной экономико-географической точки зрения. Часть времени отводилась на заслушивание и обсуждение докладов участников школы, которые делались как по самостоятельно проведенным исследованиям (если такие уже состоялись), так и по изученным заранее статьям, составляющим основу теории.

— В чем, на ваш взгляд, заключается практический, «прикладной» эффект от проведения в школе? Что нового могли узнать для себя ее участники?

— Значительная часть материала, изучавшегося в летней школе, основана на современной методологии исследований, которая сейчас широко применяется в микроэкономике, теории рынков, пространственной экономике, теории экономического роста и некоторых других областях. Был широко представлен как теоретический материал, так и приложения. Мы надеемся, что занятий на школе вполне достаточно, чтобы наши слушатели смогли теперь самостоятельно использовать эти методы в собственных исследованиях, в том числе тех, которые могут быть посвящены актуальным задачам, касающимся российских регионов. Занимаясь самостоятельными исследованиями, наши слушатели будут передавать эти методы и своим студентам.

Ну и, конечно, мы заинтересованы в расширении исследовательской сети нашей лаборатории — как за счет зрелых исследователей, которым близка наша тематика, так и за счет расширения каналов, по которым к нам могут прийти заинтересованные молодые люди. Лаборатории ТРПЭ нужны, в частности, те, кто хотел бы поступить в аспирантуру НИУ ВШЭ и при этом проходить аспирантуру в Санкт-Петербурге в нашей лаборатории.

— Есть ли уже планы проведения лабораторией новых школ?

— Да, мы планируем школы и для преподавателей, и для студентов магистратуры и бакалавриата. Сейчас возможные варианты обсуждаются, и некоторая ясность по тематике, составу преподавателей и срокам следующей школы, по-видимому, появится после международной научной конференции “Industrial organization and spatial economics”, которую мы проводим в Санкт-Петербурге в октябре. Так что следите за объявлениями на сайте Лаборатории ТРПЭ.

 

Юрий Мартемьянов, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.