«Я считаюсь очень жестким преподавателем»
Профессор кафедры общей политологии, руководитель магистерской программы «Прикладная политология» Глеб Мусихин по итогам студенческого голосования стал лучшим преподавателем сразу в двух номинациях: и как преподаватель-лектор, и как преподаватель, проводивший семинарские занятия.
— Глеб Иванович, студенты выбрали вас одним из лучших преподавателей Вышки. Как вы думаете — почему? Что именно они оценили — вашу манеру преподавания, конкретный курс или его специфику?
— Для меня это загадка. Я считаюсь очень жестким преподавателем, поэтому никогда не интересовался своими рейтингами у студентов. Не знаю, почему они приняли такое решение, но могу предположить, что студенты оценили добросовестность моей работы: поскольку я сам напряженно готовлюсь к занятиям, то требую такой же напряженной подготовки от студентов. Может быть, студенты оценили симметричность наших отношений: я много готовлюсь и многого требую от них. В конце концов, студенты — рационально мыслящие люди и готовы тратить дефицитный ресурс времени только на то, что имеет смысл.
— Какой именно курс, по вашим представлениям, был высоко оценен?
— Так получилось, что я оказался отмечен студентами как бакалавриата, так и магистратуры. В бакалавриате я веду два курса — «Современные политические идеологии» и «Теория политики», а в магистратуре провожу научно-исследовательский семинар, который продолжается два года. Это разные занятия даже по форме общения между преподавателем и студентами. Вероятно, они отметили и лекционные занятия в бакалавриате, и семинарские занятия в бакалавриате и магистратуре. Я для себя не делаю различий между этими курсами по степени удачности или неудачности. Это было бы непрофессионально. Если курс кажется неудачным, его нужно либо переработать, либо не преподавать вовсе.
— А как вы сами оцениваете своих студентов?
— Я работаю в Вышке с 2005 года, и, на мой взгляд, контингент абитуриентов год от года меняется, одни наборы сильнее, другие слабее, но устойчивой тенденции я выделить не могу. Сейчас много говорят и пишут о «демографической яме», которая неминуемо скажется на качестве «человеческого материала» среди студентов. Если это и так, то данная тенденция пока не очевидна, нужен более длительный период наблюдений. Поэтому лет через 5-10 мы можем вернуться к этой теме.
— Расскажите, пожалуйста, о магистерской программе, которой вы руководите.
— Магистратура — относительно новое явление для нашего высшего образования вообще и политологического в частности, поэтому программа постоянно претерпевает какие-то изменения. Это естественно, потому что программа должна трансформироваться, откликаясь на какие-то новые тенденции. Тем более магистерская программа по политической науке. Мы меняли не только содержание и структуру программы, но и количество принимаемых студентов. В прошлом году мы приняли 50 человек, а в этом году их будет 30.
— Почему?
— Мы пришли к выводу, что магистры — это «штучный товар», которому нужно уделять больше времени и внимания, поэтому мы и сократили набор. Если говорить о структуре и содержании магистерской программы, то они тоже претерпели существенные изменения. К примеру, мы пытались изменить профиль преподавания в сторону более серьезной менеджерской подготовки, но, как показала практика, это был не совсем верный путь, потому что магистры получались и не менеджерами, и не политологами.
Сейчас мы возвращаемся к традиционному подходу, когда магистратура готовит не специалистов с определенным набором зачастую фрагментарных знаний, а исследователей и аналитиков, которые могут прийти в любую сферу человеческой деятельности, подвергнуть анализу и выявить суть основных проблем этой сферы и подготовить ряд рекомендаций для эффективного решения этих проблем. Этого нельзя добиться, обучая «всему» и рассказывая «обо всем». Высокое знание, трансформирующееся в практику, нуждается в не менее высокой систематизации. Поэтому лучше научить магистранта быть хорошим аналитиком-исследователем политики, нежели «накидать» ему в голову плохо согласованный набор информации, называя это универсализмом и связью с жизнью. Только грамотный специалист-политолог может быстро адаптироваться к меняющимся условиям, а не делать вид, что он во всем компетентен. Этому мы и пытаемся учить студентов магистратуры.
— Существует мнение, что в образовательной модели «бакалавриат — магистратура — аспирантура», магистратура чаще всего рассматривается как путь в науку. Что вы об этом думаете?
— Да, без магистерского образования человек остается не подготовленным к научно-исследовательской работе. Хотя и из этого правила бывают исключения. Но я не стал бы ограничивать роль магистратуры только ступенью в подготовке к аспирантуре. Магистратура должна готовить исследователей-аналитиков, а не только ученых, которые занимаются этим в рамках академической интеллектуальной дисциплины. Магистерская подготовка должна быть шире. На мой взгляд, она определяет не только уровень образования, но и уровень социальных притязаний человека.
Одним словом, оканчивая магистратуру, вы претендуете на иной уровень своего позиционирования в обществе и на рынке труда. И не только (и даже не столько) потому, что обладаете определенным набором практических навыков. Если вам нужны конкретные практические навыки, гораздо рациональнее пройти соответствующие курсы повышения квалификации, а не тратить два года своей жизни на обучение в магистратуре. Выпускники магистратуры способны решать более сложные и ответственные задачи, так как овладевают более продвинутым пониманием проблем и, соответственно, более эффективным способом их решения.
— Существуют ли какие-то актуальные исследовательские проекты, в которые вовлечены ваши магистранты?
— Да, у нас есть такие проекты. Сейчас по инициативе Центра фундаментальных исследований Вышки и под руководством декана факультета прикладной политологии Андрея Мельвиля осуществляется проект по исследованию факторов упадка и развития государственности в социалистических и постсоциалистических странах. Кроме того, студенты магистратуры участвуют в нескольких проектах Лаборатории политических исследований ВШЭ.
Те, кто поступит в магистратуру в этом году, примут участие в других исследовательских проектах.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
В бакалавриате по политологии питерской Вышки открывается новый региональный трек
Со следующего учебного года на программе «Политология и мировая политика» открывается четвертый региональный трек, посвященный странам Латинской Америки. Студенты, которые выберут это направление, смогут погрузиться в политические процессы региона и изучить один из языков на выбор — испанский или португальский.
Томас Грэм рассказал студентам, могут ли Россия и США быть партнерами
22 января Томас Грэм, бывший Специальный советник президента США по России и Евразии (2004-2007), выступил перед студентами и сотрудниками Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ и рассказал о соперничестве, лежащем в основе российско-американских отношений, а также перспективах сотрудничества двух стран.
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.
Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему
Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».
Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику
Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.
Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии
«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.
Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию
Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.