В Вышке создан Институт исследований культуры
На последнем Ученом совете Высшей школы экономики было принято решение о создании нового подразделения на факультете городского и регионального развития (ФГРР). О направлениях работы Института и актуальности исследований о культуре новостной службе портала рассказал Виталий Куренной, директор Института исследований культуры факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, профессор Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Какие цели и задачи стоят перед новым Институтом?
Основная цель — формирование в Вышке центра знаний и экспертных компетенций в области современной культуры, культурных и культурно-досуговых практик и процессов, укрепление позиций НИУ ВШЭ как центра исследовательских, экспертно-аналитических и прикладных работ в области культуры. Понятие «культура» понимается здесь в широком смысле, именно так оно используется в современных социальных науках.
Деятельность института включает в себя следующие основные направления.
Во-первых, научная деятельность в области фундаментальных и прикладных исследований культуры, формирование эмпирической базы данных и мониторингов культурно-досуговых практик, культурных и креативных индустрий, разработка теоретических и методологических инструментов такого рода исследований.
Во-вторых, расширение региональных исследований и регионального партнерства университета, реализация междисциплинарных проектов с участием других подразделений университета — здесь у нас уже намечено множество интересных проектов.
Третье основное направление связано с экспертно-аналитической и консалтинговой деятельностью, созданием научно-методологических и информационных разработок для государственных, муниципальных, общественных организаций и корпоративного сектора в сфере культуры, культурных проектов и культурных индустрий.
Почему, на ваш взгляд, назрела необходимость создать такое научное подразделение на ФГРР и в Вышке в целом? В чем его актуальность?
Для этого есть несколько фундаментальных факторов. Начнем с того, что в последние годы значительно возросло внимание государства к культурной политике. В нашей стране эта тенденция выразилась в принятии Основ государственной культурной политики в 2014 году, в 2019 году государственный сектор культурной политики вошел в число государственных приоритетов в рамках национального проекта «Культура». В 2020 году существенно возросла конституционная значимость культуры в рамках обновленных 68 и 69 статей Конституции Российской Федерации. И в России, и в других странах растет внимание к культурному наследию и культурной идентичности на уровне государственной политики и общественных дискуссий по этим вопросам.
Второй важный комплекс факторов связан с экономикой. Экономический аспект культуры сегодня входит в проблематику так называемых креативных или творческих индустрий. Тема креативной экономики не является новой, но сегодня мы видим, что она, наконец, выходит на повестку дня также и в России. И на уровне правительства, и на уровне отдельных регионов креативная экономика заявляется в качестве одного из приоритетных секторов развития. Только что наши коллеги по университету из Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ закончили большое и сложное исследование, в рамках которого определили вклад сектора креативных индустрий в экономику Москвы. Он весьма высок и перспективен. Как мы видим по выступлениям мэра, значение этого сектора осознанно в Москве, где разрабатываются мероприятия по его стимулированию и развитию. Уверен, что в ближайшее время внимание к креативной экономике будет возрастать. Однако и более традиционный сектор культуры и культурно-досуговых практик также, очевидно, имеет огромное экономическое значение. Достаточно указать на то, что на культуру, досуг и развлечения в нашей стране домохозяйства тратят существенно большие ресурсы, чем, например, на медицину и образование. То есть, это огромный сегмент экономики, причем необычайно динамичный. Поэтому одно из направлений исследовательской деятельности института будет связано именно со сферой культурно-досуговых практик и новыми трендами в этой области. Стоит упомянуть также и такую область современной экономики, как туризм и путешествия. Культура здесь играет все более важную роль как аттрактор туристических потоков.
В-третьих, в области понимания процессов, происходящих в современных обществах, в сфере социальных наук, роль культуры постоянно растет. Социальные теоретики диагностируют процесс «культурализации» современных обществ. Стратегии действия и мотивы поведения все больше сдвигаются в сферу культуры; эстетика и эмоции начинают играть все большую роль, тесня традиционного субъекта рационального выбора и калькуляции во всех областях жизни – политике, экономике и социальных практиках. Если мы хотим понимать современное общество и поведение современного человека, нам критически важно пересмотреть взгляд на роль этих культурных факторов, находить новые концептуальные и теоретические инструменты для осмысления связанных с ними процессов.
Таковы экстернальные, внешние предпосылки для создания в нашем университете нового исследовательского центра. Но есть и целый ряд внутренних причин. Сотрудниками университета уже накоплен большой исследовательский и экспертный опыт в области культуры. Могу сказать, что Лаборатория исследований культуры, которая также входит в состав нового института, не только занималась фундаментальными исследованиями в области культуры, но и на экспертном уровне участвовала в выработке всех основных решений в области российской культурной политики, реализовывала значимые региональные проекты в области социокультурной политики. Накоплен очень большой опыт полевой и экспедиционной работы, которая имеет междисциплинарный характер, но при этом включает в себя значительный элемент культурной антропологии. У нас есть прекрасные экономисты, работающие и с государственным сектором культуры, и в области культурных индустрий.
Задача нового института состоит в том, чтобы консолидировать эти компетенции, вывести их на новый уровень задач и проектов. Новый институт создан в структуре Факультета городского и регионального развития, что ясно обозначает наши проектные приоритеты.
Хотя, повторюсь, уже намечены очень интересные направления работы и проекты не только с коллегами ФГРР, но и со Школой дизайна, Институтом образования, Институтом социальной политики, Институтом статистических исследований и экономики знаний, факультетом гуманитарных наук и другими подразделениями университета.
Кто войдет в состав коллектива Института? Планируется ли привлечь к его работе студентов, как факультета городского и регионального развития, так и других факультетов НИУ ВШЭ?
На организационном уровне в Институт интегрируется уже упомянутая Лаборатория исследований культуры ЦФИ, которой будет руководить профессор Руслан Заурбекович Хестанов, также сюда в полном составе входит команда Татьяны Всеволодовны Абанкиной, и, соответственно, Института управления государственными ресурсами, который преобразован в Центр креативной экономики нового института. Мы формируем очень сильную команду специалистов по региональным и полевым исследованиям. Из числа сотрудников университета с нами будут работать Светлана Юрьевна Барсукова, Ольга Андреевна Моляренко, Артемий Алексеевич Позаненко, Александр Сергеевич Сувалко, Сергей Сергеевич Селеев. Мы также привлекаем новых специалистов с большим опытом проектной работы по новому профилю института. Не перечисляя всех, назову Владимира Владимировича Картавцева, который возглавит Центр прикладных и полевых исследований, Артема Анатольевича Космарского и Ивана Владиславовича Напреенко. Одно из основных направлений наших исследований — современные культурно-досуговые практики. Поэтому мы привлекаем специалистов в этой сфере, в частности, Артема Владиславовича Рондарева, которого, пользуясь случаем, хотел бы поздравить с выходом большой новой книги о трансформации современной музыки. На мой взгляд, у нас собирается уникальная новая команда.
Разумеется, одна из задач Института в контексте новых преобразований в нашем университете — развитие проектной деятельности и вовлечение в нее студентов. Но мы уже привыкли набирать студентов для наших экспедиций и проектов с самых разных образовательных программ, будем масштабировать эту практику. Такая студенческая проектная междисциплинарность — огромное преимущество Вышки.
Институт уже начал свою деятельность?
Несмотря на непростые условия, в которых университет начинает этот учебный год, Ученый Совет НИУ ВШЭ на своем первом заседании проголосовал за создание Института, поэтому, можно сказать, мы уже работаем. Хотел бы здесь выразить признательность коллегам и руководству университета за поддержку этого начинания. Правда, за прошедшее с начала учебного года время я уже практически отчитал свою годовую преподавательскую нагрузку, так что скучать в ожидании старта работы нового института не пришлось. Сейчас мы активно приступаем к намеченным для Института направлениям работы, а также верстаем новый пул проектов. В ближайших планах также работа с регионами, как с нашими постоянными партнерами, как Сатка, так и с новыми. Уже запланировали пилотные проекты в Татарстане, только что вернулись из поездки в Приморье, где собираемся в следующем году реализовать проект в партнерстве с Сихотэ-Алинским заповедником (к сожалению, из-за карантинных мер в последний момент университет приостановил экспедиционную программу поездок). С удовольствием будем делиться результатами нашей работы с новостным порталом Вышки! Хотел бы также напомнить, что мы проводим вместе с Татьяной Всеволодовной Абанкиной регулярный открытый общеуниверситетский семинар «Актуальные вопросы культурной политики», а в ближайшее время запустим также открытый научный семинар нового Института исследований культуры.