• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

© www.freepik.com

Рост цифровых платформ — явление, опережающее свое регулирование не только в России, но и в мире в целом. При этом на сегодняшний день в зарубежном опыте еще не сформировалась полезная практика — сперва рассчитывать эффекты от регуляторных сценариев, а потом принимать решения. Эксперты НИУ ВШЭ предложили параметры оптимальной нормативной рамки и оценили экономические эффекты деятельности цифровых платформ в России в разных вариантах регулирования.

Результаты исследования изложены в статье «Вклад цифровых платформ в развитие российской экономики: моделирование эффектов регулирования», опубликованной в журнале «Вопросы экономикм». Авторы работы научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультета права Алексей Кошель, директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова и преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская.

В статье отмечается, что, например, в Канаде платформенные отношения признаются трудовыми. Государственное регулирование обязывает платформы обеспечивать минимальную почасовую оплату труда и компенсировать транспортные расходы работников через установление минимальной надбавки за пройденное расстояние. Кроме того, платформы обязаны соблюдать определенные требования, включая обеспечение минимальных стандартов занятости, предоставление компенсаций и гарантий безопасных условий труда. В Китае практикуются достаточно значимые штрафы для платформ в случае несоблюдения антимонопольного законодательства. Анализ ситуации вокруг Alibaba в Китае служит показательным примером потенциальных негативных последствий чрезмерно строгого государственного регулирования цифровых платформ. В частности, значительный антимонопольный штраф, наложенный на компанию (в размере 4% от годового дохода), последовал за ограничением конкуренции. Вместо желаемого сдерживания монополистической практики, подобные ограничительные меры могут подтолкнуть платформу к компенсационным стратегиям, таким как увеличение комиссионных сборов и ужесточение условий доступа для участников. В итоге это может привести к снижению потребительской активности и, в долгосрочной перспективе, нанести ущерб всей цифровой экосистеме. Данный прецедент подчеркивает необходимость тонкого баланса между регулированием цифровых гигантов и поддержанием здоровой конкуренции и инноваций.

Европейское регулирование цифровых платформ, несмотря на декларируемую приверженность к сбалансированному подходу, в реальности создает ситуацию, характеризующуюся повышенными рисками, обусловленными доминированием транснациональных корпораций в цифровом пространстве и недостаточным вниманием к экономическим последствиям ограничительных мер. Законодательные акты, такие как Директива 2000/31/EC об электронной торговле, которая ранее служила основой регулирования, но признана недостаточной в текущих условиях, и более современные GDPR (Общий регламент по защите данных), DMA (Закон о цифровых рынках) и DSA (Закон о цифровых услугах), хотя и декларируют стремление к защите прав потребителей, обеспечению конкуренции и контролю за незаконным контентом, по факту ложатся примущественно на плечи неевропейских игроков.

Примером является дело Google Shopping, где Европейская комиссия, руководствуясь статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза, наложила штраф за злоупотребление доминирующим положением. Данное решение, хотя и призвано пресечь недобросовестную конкуренцию, демонстрирует сложность адаптации антимонопольного законодательства к динамично развивающемуся цифровому рынку. Несмотря на признание судом (дело T-612/17) обоснованности обвинений, сам факт разбирательства и необходимость доказывания «теории вреда», подчеркивают потенциальные издержки для компаний, вынужденных тратить ресурсы на соответствие, в то время как европейские конкуренты, не имеющие сопоставимых масштабов, находятся в более выгодном положении.

© www.freepik.com

Более того, принятие DMA и DSA, направленных на регулирование крупных онлайн-платформ, включая вопросы модерации контента, обеспечения взаимодействия и предотвращения недобросовестной практики, подразумевает существенные затраты на соответствие. Эти затраты непропорционально высоки для транснациональных корпораций, в то время как европейские стартапы, имеющие ограниченные ресурсы, могут столкнуться с трудностями в выполнении новых требований. В отсутствие крупных европейских платформ, способных уравновесить влияние транснациональных игроков, эти нормативные акты, даже имея благие намерения, рискуют создать регуляторный барьер, способствующий консолидации рынка и ослаблению конкуренции, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии инноваций и экономической мощи Европейского Союза в долгосрочной перспективе. Таким образом, европейское регулирование, призванное обеспечить справедливую конкуренцию и защиту прав потребителей, фактически создает риски, связанные с чрезмерным давлением на транснациональные платформы и недостаточным учетом экономических последствий этих мер, что является определяющим фактором в формировании структуры цифрового рынка в регионе. Необходимо учитывать, что новые законы и директивы развиваются на базе ранее принятых, и хотя DSA в значительной мере перекрывает действие Директивы 2000/31/EC, последняя все еще имеет значение для понимания эволюции регулирования электронной коммерции.

В связи с тем, что в практике регулирования существует серьезная лакуна не основанных на данных решениях, исследовательской группой НИУ ВШЭ проанализированы возможные «очищенные» эффекты регулирования цифровых платформ в шести разных сценариях без эффекта замещения. При этом «очищенные» эффекты, или результаты без эффекта замещения понимаются как явление, при котором ресурсы, активы или экономическая деятельность, связанные с цифровыми платформами перетекают или перераспределяются внутри экономики в ответ на изменения в регулировании, что ведет к снижению их вклада в ВВП за счет перемещения ресурсов из одних секторов в другие.

Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что достигнутый вклад цифровых платформ в 5,5% ВВП России необходимо сохранить. Государство, создавая необходимые правовые рамки, обязано не допустить радикально жесткого регулирования, способного замедлить их положительный эффект для экономики России, в том числе и за счет ограничения платформенной занятости.

Авторы считают, что сбалансированный подход к регулированию возможен – он не наносит урона экономике, в отличие от жестких регуляторных сценариев. Рассматриваются три направления регулирования, на основании которого проектируются нынешние инициативы в России: ограничения на скидки, сочетание трудовых отношений и самозанятости в вопросах платформенной занятости, контроль качества продукции и добросовестная конкуренция.

Наряду с этим впервые в мировой науке исследователи сочетают подходы математического моделирования и экономико-юридического анализа: каждая из выбранных регуляторных мер, имеющая возможность быть выраженными законодательно, находит отражение в параметрах математической модели, с помощью которой прогнозируется чистый вклад платформ в ВВП России до 2028 года. Несмотря на то, что вклад моделируется без эффекта замещения — то есть, только на основании того, что это именно эффекты платформ без учета инфляции, развития других секторов и прочего и поскольку это «черные лебеди», которые в такой спецификации учесть невозможно, авторы приходят к важным выводам. Так, введение даже одной жесткой меры — например, полный запрет на скидки или признание платформенных отношений трудовыми — способно нанести урон платформенной экономике, выраженный в потере примерно 3,8—4,7 п. п. ВВП до 2028 г. без эффекта замещения. При этом сбалансированный сценарий, параметры которого были разработаны авторами, показывает наиболее быструю сходимость (в математическом смысле — равновесие) и импульс роста 3,85 п. п. без эффекта замещения уже в 2025 году.

Екатерина Кручинская

«Авторы исследования принимали активное участие в обсуждении и разработке оптимальных мер регулирования цифровых платформ в 2024-2025 гг. Отметим, что близкий к сбалансированному сценарий реализован во внесенном Правительством РФ в Госдуму законопроекте «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», а также разработанных и внесенных вместе с ним проектов законов-спутников», — рассказала также Екатерина Кручинская.

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты

Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.