«Мифы о законе об образовании до сих пор не развенчаны»
1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». В интервью «РИА Новости» руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков разъясняет некоторые новации закона.
— Артемий Игоревич, какие изменения произойдут в системе образования в связи с принятием нового закона?
— Их много, сложно коротко рассказать обо всех. Так, существенные изменения касаются уровней образования. В новом законе больше нет понятия начального профессионального образования — рабочих и служащих будут готовить по программам среднего профессионального образования.
Уровнем образования стало дошкольное образование, и содержание данного уровня образования должно регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, который сейчас активно обсуждается. А с 1 января 2014 года детские сады будут финансироваться, как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект федерации, на содержание зданий и коммунальные платежи — муниципалитет.
Уровнем образования становится и аспирантура, учеба в ней рассматривается шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации. А сама процедура присуждения ученых степеней регулируется федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Кроме того новый закон регулирует достижения, появившиеся за последние 20 лет: сетевую форму обучения, кредитно-модульную систему и прочее.
— Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России проводит в связи с новым законом серию семинаров. Какова их цель?
— Основная цель — разъяснить коллегам, что именно меняет закон в их деятельности. Часто приходится заниматься развенчанием мифов о законе — они до сих пор есть. Приходится разъяснять, что он не вводит платное образование, не снижает количество бесплатных услуг, даже наоборот. Он впервые вводит общедоступный прием в организации среднего профессионального образования — норму, которая была закреплена в Конституции РФ, но реально не выполнялась.
Мы помогаем руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений начать работать по новому закону. У них возникают вопросы, касающиеся правового статуса образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации, уставов, локальных актов… На семинарах мы рассказываем об основных новациях, отвечаем на вопросы. Важным итогом семинаров является для нас получение интересных вопросов. Порой на некоторые из них ответить сложно, приходится специально еще раз посмотреть нормы нового закона и других, связанных с данным законом и подзаконными актами, чтобы дать компетентный ответ. Желающие могут проконсультироваться с нами онлайн через наш информационный портал «Реализация федерального закона «Об образовании в РФ».
Посещают наши семинары в основном руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ, детских садов и техникумов. На каждом присутствует от 100 до 500 человек. Только на август запланировано 26 семинаров, некоторые уже прошли — в Самаре, Оренбурге, Томске, Кемерово, Грозном, Махачкале и других регионах. Участие в семинарах для региональных коллег бесплатно. Проект финансируется Минобрнауки России. Мы завершаем разработку образовательных модулей для работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования, по каждому модулю будут подготовлены учебные пособия, а в следующем году обучены региональные тьюторы.
НИУ ВШЭ принимала участие в работе над законом, оказывала экспертную помощь Минобрнауки, мы сотрудничаем и с юристами в сфере образования из регионов, которые знают о вопросах реализации закона, что называется, «с земли».
— Какие новации вызывают больше всего вопросов?
— Много вопросов связано с экстернатом. Окончательно установлено, что экстернат — это не форма образования, а форма прохождения государственной итоговой аттестации для лиц, получающих образование в семье, самостоятельно или в организации, не имеющей государственной аккредитации. Причем согласно новому закону те, кто получает таким образом основное общее или среднее общее образование, имеют право пройти аттестацию бесплатно. Раньше статус экстернов был не определен, и новая ситуация вызывает вопросы. Мы объясняем, что по новому закону для экстернов не нужны никакие особые программы. Просто если родители ребенка, допустим, воспользовались правом на семейное обучение, он может прийти в школу, сдать экзамены и получить в итоге аттестат об общем образовании соответствующего уровня.
Есть более частные вопросы. Например, учреждение среднего профессионального образования реализует помимо прочих программу общего среднего образования. Как ее лицензировать? Мы помогаем с разъяснением подобных процедур.
Пока приходится работать в сложной ситуации. Большое количество подзаконных нормативных актов еще не принято. Поэтому на целый ряд вопросов приходится отвечать, используя положения, содержащиеся в проектах подзаконных актов, разрабатываемых Минобрнауки России.
Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»
Оригинал: http://ria.ru/society/20130821/957630709.html#ixzz2cdQNYVvt
Вам также может быть интересно:
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Закон «Об образовании в РФ» ругают те, кто его не читал
24 января депутат Госдумы Александр Дегтярев прочитал в Институте образования ВШЭ лекцию на тему «Формирование институциональной основы современной политики модернизации российского образования».
Эксперты разъяснили закон об образовании
Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ провел в Иркутске заключительный семинар по разъяснению положений закона «Об образовании в РФ». Всего за прошедшие несколько месяцев по заказу Минобрнауки России такие семинары были проведены в 78 регионах страны.
«Новый закон «Об образовании» мне нравится»
16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.
Семь поправок в закон «Об образовании»
13 ноября в Общественной палате (ОП) РФ состоялись слушания в рамках общественной экспертизы проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых приняли участие ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Закон есть закон
О том, как принятие федерального закона, устанавливающего уровни высшего образования, отразится на сегодняшних и будущих студентах Высшей школы экономики, рассказывает первый проректор Вадим Радаев.