«Мы создали программу, в которой есть сразу два образовательных стандарта — менеджмент и медиакоммуникации»
С 1 сентября факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ стал факультетом креативных индустрий. На факультете открылась и новая бакалаврская программа «Управление в креативных индустриях». Ее академический руководитель — доктор экономических наук, заместитель декана ФКИ ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала в интервью YouTube-каналу Вышки, как университет будет готовить специалистов в этой области и какую роль они играют в современной экономике.
— Татьяна Евгеньевна, мы с вами сегодня говорим о креативных индустриях. Сейчас это очень популярная сфера, растет спрос на эти профессии. Но вы экономист, и в связи с этим хочу вас спросить: а что с этим рынком, насколько велика его емкость?
— Я действительно частично экономист, но сама себя называю образованцем. Я с 1995 года работаю в Высшей школе экономики. Занимаюсь в основном образованием — с точки зрения экономики тоже. Какое же место занимают креативные индустрии в экономике? Если мы посмотрим на мир глобально, то есть общий ВВП. Если мы говорим о доле креативных индустрий в мировом соотношении, то это 3% от ВВП. Кажется, что 3% — это мало. Но на самом деле креативные индустрии — это не все. Есть люди, которые занимаются креативными индустриями в креативных индустриях, а есть люди, которые занимаются креативными индустриями вне креативных индустрий. То есть у нас есть две категории. В эти 3% входят те, кто производит кино, рекламу и т.д. Но масса креативщиков работают в других индустриях. И это другая цифра, ее никто не считал, и я думаю, что на сегодняшний день она намного больше. Что касается России, доля креативных индустрий в ВВП нашей страны — 2,4%. По сравнению с мировыми данными, разница небольшая, хотя, конечно, есть такие страны, как Италия, где этот процент 6,1. Но я думаю, что в ближайшее время у нас в России этот процент сильно поднимется, потому что тенденция такая сейчас есть: создается очень много креативных кластеров, создается много мест, где реально креативные индустрии развиваются и становятся более популярны.
— Факультет коммуникаций, медиа и дизайна с 1 сентября стал факультетом креативных индустрий. Таким образом вы отвечаете на вызовы рынка, на те перспективы, которые открываются. Давайте сформулируем, какие возможности вы здесь видите, почему происходит это переименование?
— На самом деле факультет креативных индустрий всегда был факультетом креативных индустрий. И все направления, все программы, которые у нас представлены, готовят специалистов в этой сфере. В данном случае переименование — это просто приведение в соответствие. Что такое креативные индустрии? Это все — город, реклама, медиа, кино, музыка, которая вообще очень капиталоемкая. В этом году на факультете появился Институт кино. Хотя кино — не новая тема для факультета. У нас были программы по кино, по филммейкингу, но сейчас у нас появился отдельный Институт кино. И это тоже большое движение, потому что кино — одна из индустрий, которая, конечно, будет развиваться. Важно, что мы открыли новую программу — «Управление в креативных индустриях», с моей точки зрения, важную для Вышки, потому что она уникальная и для российского образования в целом. До этого программы бакалавриата открывались по одному образовательному стандарту — либо менеджмент, либо экономика, либо медиакоммуникации, либо дизайн. Мы сейчас создали программу, в которой одновременно присутствуют два образовательных стандарта — менеджмент и медиакоммуникации. И нам кажется, что это крайне важно сегодня.
Смотрите полную версию интервью Татьяны Ривчун.
Вам также может быть интересно:
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Секрет креативности: что нужно для развития индустрии
Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае
Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».
«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»
Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.
CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра
17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.
В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России
Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.
Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу
Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.
ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.
Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.
Проект куратора петербургской Школы дизайна получил серебро на фестивале «Белый квадрат»
Проект Freelabel, созданный Terminal Design Branding Agency, получил серебро на международном фестивале «Белый квадрат 2023 ». Руководит агентством Иван Куликов — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.