Labor economics: без пафоса и снобизма
Завершилась четвертая российская Летняя школа по экономике труда (RSSLE — 2010), организованная Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. В 2010 году она была посвящена проблемам поведения предприятий на рынке труда, исследованиям спроса на труд, кадровых политик предприятий. О результатах и планах рассказывают руководитель Школы, проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин, а также участники RSSLE — 2010.
— Сергей Юрьевич, какова география, статус участников нынешней Школы?
— В этом году расширился количественный состав участников: до этого мы проводили Школу в расчете на 20–25 человек, а в этом году слушателей было уже 30. Конкурс на участие в Школе составил чуть менее трех человек на место. География была очень разнообразная, как и в прошлые годы. Были участники из Украины, Белоруссии — Минска, Могилева, из разных регионов России — Благовещенска, Абакана, Томска, Ижевска, Саратова, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Кемерова, Омска, Петрозаводска, Астрахани, Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода. С этого года к участию в Школе приглашены не только сложившиеся исследователи и преподаватели, аспиранты, но и студенты магистратуры. Так что аудитория разнородная, от студентов до докторов наук.
— Расскажите о тематике исследовательских проектов, которые презентовали участники Школы?
— Интересы участников отчасти были связаны с тематикой Школы. В этом году Школа была посвящена поведению предприятий на рынке труда, вокруг этого строились мастер-классы и лекции экспертов — ординарного профессора, директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона, профессора Российской экономической школы Ирины Денисовой, доцентов кафедры экономики труда и народонаселения ВШЭ Ольги Лазаревой, Анны Лукьяновой и Инны Мальцевой, а также вашего покорного слуги. Большая часть тех проектов, которые предлагали участники, и была связана с этими вопросами — с поведением предприятий по поводу спроса на труд, по поводу различных кадровых политик, связанных с подготовкой и переобучением персонала, наймом персонала, — и все это рассматривалось с экономической, а не с управленческой точки зрения. Были проекты, связанные с мобильностью, с взаимоотношениями рынка труда и рынка образовательных услуг, перехода «учеба — работа». Были исследования различных аспектов занятости, например, по неформальной занятости было представлено две работы. Некоторые участники Летней школы презентовали проекты, связанные с рынком труда отдельных групп населения, например, с предложением труда замужних женщин, или положением на рынке труда этнических групп населения. Так что все было очень разнообразно.
— Какие из проектов были отобраны экспертами для публикации в серии препринтов Высшей школы экономики?
— К публикации в серии препринтов ЛИРТ — Лаборатории исследований рынка труда, а это один из поддерживающих призов Школы, в настоящий момент не готов ни один проект. Есть проекты, которые можно доработать в соответствии с замечаниями экспертов, и тогда они могут быть доведены до публикации. Таких проектов было отобрано четыре из тридцати: проект по исследованию неформальной занятости Анны Шаруниной и Людмилы Леоновой, выпускников магистратуры нашего Нижегородского филиала; проект Натальи Болдышевой по проблемам, связанным с переходом «учеба — работа» и рынком труда выпускников педагогических вузов Московской области. Третий проект — исследование различий в положении на рынке труда различных этнических групп населения Лилии Родионовой, которая работает в Финансово-промышленной академии и в Вышке. Также был отобран проект Екатерины Александровой из Екатеринбурга, посвященный проблемам отдачи от внутрифирменного обучения, связанный с анализом внутрифирменных рынков труда. Мы не обрываем контакты с участниками Школы и готовы работать с ними дальше, готовы обсуждать их работы на регулярном семинаре ЛИРТ. И это относится не только к проектам, которые были рекомендованы для доработки, но и к другим проектам, если коллеги будут продолжать по ним работу.
— Каковы основные результаты работы Летней школы?
— Наверное, они такие же, как и в прошлом году, и в предыдущие годы. Мы ставим задачи, и нам кажется, что за пять дней краткого, но очень плотного общения их удается решить. Главный результат — мы показали участникам, что существуют современные методы исследования проблем в сфере трудовых отношений, исследований рынка труда, ознакомили их с методологией. Для тех, кто уже с этим знаком — показали основные направления развития, а для тех, кто не знаком — немного перевернули взгляды, иногда, правда, на 180 градусов, постарались направить их в то русло исследований, которое сейчас принято в мире. Чтобы достичь такого результата на Школе используются различные формы работы. Читаются лекции и проводятся мастер-классы, обсуждаются экспертами и участниками индивидуальные проекты слушателей. В дни Школы слушатели также должны были подготовить проектные предложения и защитить их. Для этого все участники были разбиты на пять малых групп, в которых готовились такие проекты. У нас традиционно был очень плотный график работы, но, мне кажется, всем было интересно. Надо сказать, что начальные результаты работы проявлялись уже в ходе Школы. Так, те участники, которые презентовали свои проекты в последние дни, послушав дискуссии, увидев, как эксперты обсуждают работы коллег, уже вносили изменения в тексты своих первоначальных презентаций.
— Школа проходила уже в четвертый раз, накоплен опыт — организационный и прочий. Планируете ли что-то изменить в будущем?
— Мы попробовали формат 30 участников, не знаю, сохраним ли его на следующий год, потому что иногда такая интенсивная работа требует чуть меньшего количества слушателей. Но, наверное, сохраним. Со следующего года не планируем устанавливать никаких ограничений на статус участников, то есть приехать на Летнюю школу могут даже студенты любого уровня обучения. Мы посмотрели, какие заявки были в этом году, когда отбирали участников. Главный критерий — качество проекта, и он не зависит от уровня подготовки напрямую. Как и все предыдущие годы, в следующем Школа будет посвящена определенной проблеме, какой — пока не знаю. Это могут быть проблемы, связанные с экономикой народонаселения, с экономикой персонала, — мы еще будем обсуждать. Постараемся, чтобы на следующий год в нашей работе приняли участие зарубежные эксперты. Во всяком случае, такая задача стоит, пока мы ее не решили, но, думаю, в следующем году это будет реализовано. Однако уже сейчас точно могу сказать, что пятая российская Летняя школа по экономике труда в 2011 году состоится, и на ней будет интересно.
Своими впечатлениями о работе Летней школы по экономике труда (RSSLE — 2010) поделились ее участники.
Екатерина Александрова, Уральский федеральный университет, преподаватель эконометрики (Екатеринбург):
— Эконометрика, которую преподаем мы, и эконометрика для исследовательских проектов — не совсем одно и то же. Иногда я, например, не все понимаю из прочитанного. Не всегда могу разобраться, где и какие расчеты использовать. Именно поэтому я приехала на Летнюю школу. Здесь представила свой проект, получила какие-то рекомендации и замечания. С точки зрения полезной информации я бы отметила лекции Инны Мальцевой по внутренним рынкам труда, потому что они напрямую связаны с моим исследованием. Также нельзя не сказать о мастер-классах Анны Лукьяновой и Ольги Лазаревой. Такой опыт получить в Екатеринбурге невозможно.
Фактически до участия в Летней школе я не владела методологией проведения исследования. У меня накоплено много различных данных, а вот что с ними делать, я не знала. И если бы не поездка сюда, я бы до сих пор преподавала уравнения прямой на плоскости. Мне, математику по образованию, некоторые вещи сложны для понимания. Но я получила здесь опыт анализа экспериментальных данных, методику расчетов. Анализ и интерпретация примеров выполнены экспертами блестяще. Когда читаешь препринты Высшей школы экономики, то пребываешь в некотором недоумении: почему выбрана такая модель и так далее. Для меня эти тайны постепенно раскрывались на Школе.
Инна Донова, Кемеровский государственный университет, доцент кафедры менеджмента:
— Мне понравился, как ни странно, режим. Если бы он был более расслабленным, более свободным, возможно, не было бы такого эффекта. Этот бешеный ритм влияет на интеллектуальную продуктивность. Впечатления очень позитивные, особенно эксперты, лекторы — исследователи очень высокого уровня и просто интересные люди, с которыми приятно общаться.
Я представила проект по изучению неоформленной занятости. Очень мудро поступили организаторы, когда распределили презентации наших проектов по дням, в которые выступают эксперты в соответствующих областях. Для меня мнение Владимира Гимпельсона, работы которого просто грех не читать людям, изучающим занятость, чрезвычайно ценно. А Сергей Рощин выступал универсальным экспертом по всем темам как методолог. И мне кажется, что наличие такого универсального методолога очень обогащает Школу.
Школа дала четкое понимание, каких знаний нам не хватает. Мы видим теперь, в каком направлении стоит совершенствоваться, сравнили себя с другими, получили представление о собственном месте в общем исследовательском процессе и каждый день видели эталон в виде лектора, эксперта, который выступал перед нами. Время покажет, каков будет эффект.
Надежда Землянухина, Саратовский государственный технический университет, профессор кафедры экономической теории и экономики труда:
— До приезда на эту Летнюю школу я занималась экономикой труда, отличной от представленной здесь экономики труда в смысле Labor economics. Это совсем другой подход к исследовательской деятельности. Экономика труда в российском традиционном понимании страдает недоказательностью утверждений, которые просто основываются на здравом смысле. Здесь картина иная: при помощи эконометрического подхода совершенно четко разработаны рамки, можно определить, доказана или опровергнута гипотеза. И самое главное, что я вынесла, — как строится эконометрическое исследование, откуда берутся данные. Если строить по агрегированным данным, которые лежат на поверхности, то ничего хорошего не получается. А тут, кроме методологии, было еще изложено, каким образом можно работать с данными — где их брать, каким требованиям они должны отвечать.
Когда я ехала на Школу, не представляла, что нам дадут столько много информации и что работа будет настолько интенсивной. Мне казалось, что-нибудь расскажут, галочку поставят и отпустят, ведь так часто бывает. Но просто так галочку не поставили, просто так не отпустили: мы очень интенсивно работали с утра до вечера, а потом еще получали задания, которые доделывали ночью.
Посылая заявку, думала, что меня не позовут. Учат ведь, в основном, молодых, да и направление моей деятельности не совсем вписывается в данные рамки. В заявке я написала, что у меня есть аспиранты, которых хотелось бы нацелить на такие современные методы анализа данных, но нет своего опыта исследований, чтобы это можно было сделать.
Тем, кто в следующий раз будет на этой Школе, скажу, что она интересная, у нее строгая направленность. Линия выдерживается до конца, и это дает возможность в ограниченные сроки получить достаточно много информации, методику и методологию исследований строго в тех рамках, которые обозначены изначально.
Алексей Козлов, Белорусский государственный технологический университет (Минск), старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга:
— Первоначальная форма презентации моего исследовательского проекта кардинально изменилась за время работы Школы. Во-первых, данные, которые я использую, недостаточны для построения эмпирической модели, во-вторых, нужна другая методика исследования. Получилось так, что сэкономил свое время, приехав сюда. Потому что если бы все пришлось узнавать самостоятельно, потребовалось бы года два.
В ходе переработки моего проекта остро встала проблема поиска данных. Надеюсь, когда эти данные получу, будет возможность написать серьезную статью для хорошего журнала.
Одна из целей моей поездки сюда — найти партнеров для подачи заявки на совместный грант Белорусского и Российского фондов фундаментальных исследований, условием которого является наличие партнеров в Белоруссии и России. Несколько проектов с коллегами наметили, если будет реализован хотя бы один, это будет большой успех.
Из лекторов я бы выделил Владимира Гимпельсона с его умением преподнести информацию с юмором и Ирину Денисову, которая рассказывала о вещах, соответствующих теме моего исследования. Остальные лекторы тоже очень высокого уровня.
Евгения Осипова, Хакасский технический институт, филиал Сибирского федерального университета (Абакан), декан экономического факультета:
— Прежде чем ехать на Летнюю школу, я прочитала на портале Высшей школы экономики отзывы о ней, интервью Сергея Рощина. Отправляя заявку, не знала, как меня воспримут, как отнесутся к проекту. Но мои опасения были напрасными. Здесь очень дружественная атмосфера. И хотя с нами, слушателями Школы, работали высочайшие профессионалы, отношения были равноправными, и все рекомендации давались тактично. В итоге — сильнейшее мотивационное воздействие, стимул к самообразованию, к чтению, к познанию нового. Это настоящая Школа! Я очень благодарна ее руководителю, что он мог выстроить эти отношения без барьеров. Мне приходилось участвовать в подобных мероприятиях, где была граница между преподавателем и слушателями. А здесь все очень демократично, без пафоса и снобизма. Можно спокойно учиться, не бояться спрашивать и получать ответы и советы.
Больше всего на Летней школе запомнился первый день, когда с нами общались Владимир Гимпельсон и Сергей Рощин. Мне казалось, что такие величины будут говорить заумно, академично, сухо. А оказалось — очень живо, доступно, хотелось слушать еще и еще.
Анна Шарунина, Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики, выпускница магистратуры ВШЭ 2010 года:
— По экономике труда до Школы у меня не было столь глубоких знаний. Поэтому я получила много информации о методах Labor economics, об отечественных и зарубежных работах в этой области. Особенно понравилась работа в группах по разработке проектов, поскольку коллеги рассказывали о таких нюансах в законодательстве, в специфике работы предприятий, каких не найдешь ни в учебниках, ни в статьях. Работа в группах в то же время была сложной, поскольку у всех разные взгляды, мы много спорили, обсуждали. В итоге все представленные проекты оказались интересными. И лекции тоже. Очень понравилась Ольга Лазарева — по форме подачи материала, а по содержанию — тем более. Вообще, очень много положительных эмоций. Особенно большая польза от Летней школы в научном плане.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
«И это уже определенная традиция»
В этом году Лаборатория исследований рынка труда и кафедра экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ проводят четвертую Российскую летнюю школу по экономике труда (RSSLE-2010). О традициях и новациях Школы в этом году рассказывает ее руководитель Сергей Рощин, проректор ГУ-ВШЭ.
Экономика труда как Labor Economics
С 5 по 11 июля в подмосковном Голицино прошла третья российская Летняя школа по экономике труда RSSLE-2009, проводимая Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. О Школе рассказывает ее организатор и руководитель лаборатории проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин.
"Уравнения и формулы снились мне по ночам!"
Завершилась третья Летняя школа по экономике труда (RSSLE-2009), организованная Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.
Человеческий капитал и рынок труда – как они связаны?
На этот вопрос смогут ответить будущие участники Третьей Российской летней школы по экономике труда (RSSLE – 2009). О начале конкурса на участие в этой летней школе объявляет Лаборатория исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ.
И еще раз о Летней школе ЛИРТ
Один из экспертов прошедшей Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова подводит итоги.
Исследователь экономики труда должен быть специалистом сразу в трех областях
О Летней школе по экономике труда (RSSLE), организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ, о слушателях и экспертах, и о том, что удалось в этом году, а что нет, рассказывает проректор Высшей школы экономики, руководитель ЛИРТ, Сергей Рощин.
После Летней школы ЛИРТ чертовски хочется работать!
На днях завершилась работа второй Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. В течение пяти дней восемнадцать слушателей летней школы представляли собственные исследовательские проекты, слушали лекции ведущих российских экспертов в области экономики труда, принимали участие в дискуссиях и создавали коллективные экспресс-проекты.
Летняя школа ГУ-ВШЭ – площадка для формирования исследовательского сообщества в области Labour Economics
С 5 по 11 июля 2008 года пройдет II Российская Летняя школа по экономике труда (RSSLE), организованная кафедрой экономики труда и народонаселения факультета экономики и Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. 2008 г. О предстоящей школе, ее отличиях от прошлогодней рассказывает проректор ГУ-ВШЭ, зав. кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин.