«Переход на новый ФГОС не самоцель, а способ повышения качества школьного образования»
Как проходит внедрение нового образовательного стандарта в российских школах? С какими проблемами они сталкиваются? Какие возможности для школ и учеников открывает новый стандарт? На проектной сессии, организованной Вышкой 17-19 августа, своим опытом внедрения ФГОС делились полторы сотни администраторов и учителей школ, входящих в Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ.
Высшая школа экономики давно занимается проблемами общего образования. В Вышке создана соответствующая дирекция, она, в частности, координирует работу со школами, входящими в университетский образовательный округ (это десятки партнерских школ ВШЭ по всей России). «Мы работаем и с учениками, и с учителями, и с руководителями школ, и с целыми командами», — поясняет руководитель дирекции общего образования Вячеслав Лозинг.
На проектную сессию, посвященную проблемам перехода старшей школы на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения, приехали как раз команды учителей и управленцев, которые либо уже внедряют новый ФГОС в своих школах, либо им предстоит это сделать в ближайшее время. Соорганизаторами проектной сессии выступили две московские гимназии — №1811 «Восточное Измайлово» и №1505.
Вячеслав Лозинг, руководитель Дирекции общего образования
Что предлагает новый ФГОС?
«Переход на новый ФГОС — это не самоцель, а катализатор повышения качества образования в средней школе, — рассказывает Вячеслав Лозинг. — Предыдущие стандарты ориентировали школы и школьников на получение определенной, большой суммы знаний по разным предметам. Современные стандарты предполагают формирование определенных умений — личностных, метапредметных и предметных. И если сфера предметных умений принципиально не отличается от той, что была прежде, то развитием личностных и метапредметных умений школа раньше никогда специально не занималась — это получалось как бы само собой и далеко не у всех».
ФГОС — это во многом terra incognita, хотя и «очень манящая», считает директор гимназии №8 (Череповец) Ирина Рычкова. Среди особенностей нового стандарта она выделяет индивидуализацию образовательного процесса (например, ученик может выбирать либо базовый, либо профильный уровень изучения почти любого предмета) и формирование метапредметных знаний — через проектную деятельность, которая входит в учебный план и является формой промежуточной аттестации, а со временем может стать и частью итоговой государственной аттестации.
ФГОС открывает новые возможности по развитию у учеников творческой деятельности, отмечает в свою очередь заместитель директора московской школы №1302 Изабелла Бухтенкова. Она вспоминает высказывание знаменитого американского педагога и философа Джона Дьюи: «Мы привыкли к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают». «ФГОС снимает эти цепи, — говорит Бухтенкова. — Лично мне всегда нравилось заниматься с учениками исследовательской, проектной работой. Когда ребята привыкают думать самостоятельно, у них поднимается самооценка, они не боятся отстаивать свое мнение, умеют находить решение проблемы и быстрее определяются в дальнейшей жизни».
Готовы ли школы работать по новым стандартам?
Внедрение нового ФГОС началось с младших классов, сейчас его начинают вводить в основной школе. В целом переход на новый ФГОС планируется завершить к 2020 году. Одномоментно, даже при большом желании руководства и учителей конкретной школы, осуществить этот переход невозможно — нужна существенная перестройка образовательного процесса и подходов к обучению.
«Психологически те школы, которые представлены на проектной сессии Университетского образовательного округа ВШЭ, готовы к переходу на новый ФГОС, — считает Леонид Наумов, директор московской гимназии №1505, которую можно назвать одним из пионеров освоения нового стандарта. — Многие коллеги находятся примерно в том состоянии, в котором находились мы три года назад, когда начинали этот процесс. Дальше это вопрос превращения потенциальной энергии в актуальную».
Реакция каждой школы — это отражение позиции директора и коллектива, их педагогической культуры, полагает Инга Гуменская, заместитель директора академической гимназии №56 (Санкт-Петербург). Ее гимназия еще в 2009 году представила проект по формированию у учеников исследовательских компетенций за счет содержательной и технологической интеграции основного и дополнительного образования — с первого по одиннадцатый класс. ФГОС — это минимальный уровень, которого должны достигнуть все школы, но на котором они — это очень важно понимать — не должны останавливаться. «В развитии нет минимальной планки, залог успеха — быть даже не на шаг, а на два шага впереди», — уверена Гуменская.
Леонид Наумов, директор московской гимназии №1505
Зачем школе образовательные программы и маршруты?
По мнению Леонида Наумова, ФГОС меняет саму система взаимоотношений «учитель— ученик». «Раньше мы исходили из версии, что есть время работы с учителем, а есть домашнее задание, — объясняет он. — Теперь ситуация другая: у ученика есть время совместной работы с учителем и время самостоятельной работы, неважно, где она осуществляется — в школе или дома. Мы должны научиться планировать эту самостоятельную работу ученика, а для этого необходимо изменить целый ряд вещей в самом содержании образования и в методике. Нужно работать с другими управленческими единицами: образовательной программой — в целом — и образовательным маршрутом — для конкретного ребенка».
Если мы захотим сразу перенести нынешний контент в цифровую среду, мы перенесем туда устаревшие материалы и методики, то есть это будет неэффективный расход времени и сил
Еще один вызов для школ — выход в сеть, в облако, «оцифровывание» образовательного контента. Педагогам придется учиться выделять главное, нужное и интересное и отсекать «мусор». «Если мы захотим сразу перенести нынешний контент в цифровую среду, мы перенесем туда устаревшие материалы и методики, то есть это будет неэффективный расход времени и сил», — говорит Леонид Наумов.
Почему важно делиться опытом?
Калининградская область была одним из пилотных регионов внедрения нового ФГОС. «У нас есть школы, в которых ФГОС применяется уже на всех ступенях обучения, так что я не сомневаюсь, что стандарт будет реализован», — говорит Елена Жук, заместитель директора калининградской гимназии №40 им. Ю. А. Гагарина.
В гимназии №4 в подмосковных Химках ФГОС в десятом классе был впервые внедрен в 2014 году, но делать это приходилось в какой-то степени экспериментально — по словам замдиректора гимназии Елены Самулкиной, не хватало нормативных документов и диагностик. Проектная сессия, организованная Вышкой, нужна еще и для того, чтобы «не идти вслепую, не вариться каждой школе в собственном соку». «Самая главная проблема — кадры, потому что если некому будет реализовывать эти идеи, то они пропадут, — говорит Татьяна Бакшеева, другой замдиректора гимназии. — На зимних каникулах мы проведем аналогичную проектную сессию у себя — среди своих педагогов, в таком же режиме».
В проектной сессии участвовали и представители крымских школ. «Главное, что я здесь поняла, — у нас одинаковые цели и одинаковые проблемы, мы можем общаться на одном языке, — отмечает Ирина Крестинина, заместитель директора школы №35 им. Г. А. Абызова (Севастополь). — Уверена, что мы динамично вольемся в российскую систему образования».
Обмен опытом ускорит внедрение ФГОС, считает Эльмира Мухтярова, заместитель директора лицея №78 им. А. С. Пушкина (Набережные Челны). «На этой сессии нам были показаны пути построения образовательного пространства для конкретного учебного заведения, — говорит она. — Причем этих путей может быть несколько, главное понять, в чем миссия нашего образовательного учреждения». Кстати сама Эльмира Мухтярова является выпускницей ВШЭ — в 2014 году она окончила магистерскую программу «Управление образованием».
Что Вышка планирует делать дальше?
Мероприятия, подобные нынешней проектной сессии, ВШЭ будет проводить систематически в течение ближайших двух лет. Их формат будет меняться в зависимости от поставленных задач.
По словам Вячеслава Лозинга, главная цель таких «мозговых штурмов» — совместными усилиями подготовить модель средней школы, работающей по новым стандартам, разработать и ввести образовательную программу средней школы и нормативные документы, которые были бы рекомендованы к применению в школах Университетского образовательного округа ВШЭ. Как показала первая проектная сессия, потребность в этом у школ очень велика.
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Руководитель Дирекции общего образования
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.