«И гости переходят на серьезный разговор»
На факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ в качестве интерактивного метода обучения проводится новаторский мастер-класс «Реформа государственной службы: искусство реформирования». Комментирует профессор кафедры государственной и муниципальной службы Валерий Январев.
Программа мастер-класса разработана деканом факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексеем Барабашевым и профессором кафедры государственной и муниципальной службы Валерием Январевым.
— Валерий Андреевич, интерактивные методы обучения в последние годы становятся все более популярными. В чем состоит специфика занятий, разработанных на вашем факультете?
— Действительно, в университетской практике существует огромный спектр интерактивных методов, и нам хотелось придумать на этом направлении что-то новое. Основная идея заключалась в том, чтобы познакомить студентов выпускного курса с практической деятельностью государственных служащих разного уровня управления, в попытке соединить мастер-класс этих практиков с аналитическими навыками студентов. Мы приглашаем на занятия известных практиков, которые работают в области госуправления, для того, чтобы они рассказали о малоизвестных, но очень интересных и важных компонентах своей работы. Речь идет, например, о технологии обработки законопроектов в Государственной думе, о том, как организуются и проходят совещания в межведомственных рабочих группах по согласованию различных позиций, как участвует в подготовке управленческих и законодательных решений Администрация Президента России, Аппарат Правительства, органы исполнительной власти.
— Как строится само занятие?
— Для начала определяется тема каждого занятия. Например, в последний раз мы остановились на проблемах реформы государственной службы в рамках президентской программы реформирования и развития госслужбы на ближайшие пять лет. Студентам — а занятия проводятся у пятикурсников — заранее объявляется, что придет такой-то специалист-практик, представляющий Администрацию Президента, либо Аппарат Правительства, либо Госдуму, и с ним будет обсуждаться комплекс вопросов по технологии его работы. Сразу хочу оговориться, что обсуждаем и анализируем мы именно сам технологический процесс, политики мы не касаемся.
Занятие по каждой теме рассчитано на четыре часа. Первые два часа проходят без участия приглашаемого эксперта. В это время студенты делают два-три коротких сообщения по заявленной теме — выжимку из полученных ими теоретических знаний, рекомендованной литературы и того, что они разыскали в открытых источниках по выбранным вопросам. Под руководством преподавателя-куратора, которыми выступают преподаватели кафедры государственной и муниципальной службы, проходит обсуждение сделанных сообщений, готовятся вопросы, затрагивающие суть данной практики. Затем предложенные вопросы ранжируются, и студенты определяют, кто из них какой вопрос будет гостю задавать.
— Затем наступает час эксперта?
— Вторые два часа занятия проходят с участием приглашенного специалиста-практика. Вначале гость представляет рассказ о своей практической деятельности. Но все устроено таким образом, чтобы этот рассказ быстро сбился на вопросы и ответы. Причем студенты задают как заранее подготовленные вопросы, так и возникшие непосредственно во время диалога. Все это мы делаем с вполне конкретной целью — чтобы разговорить человека, покопаться в вопросах как можно глубже, обнажить механизмы, которые зачастую или даже всегда скрыты от непосвященного взгляда. Этой технологии два года, так что она уже отработана. Гости выражают крайнее удивление степенью осведомленности наших студентов, очень быстро понимают, что отделаться общими, поверхностными ответами в этой аудитории не получится, и гости переходят на серьезный, предметный разговор.
— Что происходит затем?
— По завершении, как вы сказали, «часа эксперта» приглашенный практик покидает аудиторию, но студенты продолжают работу. Согласно определенному в программе мастер-класса перечню показателей по десятибалльной системе происходит групповая оценка эффективности рассматриваемой практики. Здесь принимается во внимание открытость выступающего, его готовность воспринимать критику, эффективность его работы, его роль в принятии решений на соответствующем уровне, сама организация практики, возможность ее совершенствования. По всем этим показателям выводится итоговый суммарный балл, в зависимости от которого и оценивается рассматриваемая практика.
Далее преподаватель-куратор оценивает участие каждого студента в дискуссии с приглашенным практиком, а также в анализе и оценке эффективности рассматриваемой практики. После каждого занятия студенты подготавливают кейс по рассмотренной практике, в котором анализируют ее, излагают свои предложениями о том, как можно данную практику усовершенствовать, какие недостатки они видят, а бывает, что она, на их взгляд, и вовсе оказывается бесперспективной. Оценка каждого студента складывается из трех важных компонентов: умения в кратком сообщении изложить суть важнейших проблем по выбранной теме, активности при обсуждении с приглашенным экспертом и умения изложить в сжатой форме кейса наиболее важные на их взгляд проблемы рассмотренных практик.
— Получается, что аналитическая работа возлагается скорее на студентов, чем на приглашенных экспертов?
— Дело в том, что от самих практиков аналитику ожидать и не нужно — они находятся там, внутри процесса, и саморефлексировать им тяжело, со стороны это делать легче. Важно, что студенты начинают лучше понимать практиков, и теория, которой они владеют, «накладывается», таким образом, на реальность. Все механизмы торможения принятия решений, механизмы согласования, распределения ответственности, вертикальные и горизонтальные отношения во власти — все это высвечивается мгновенно. И разговор подчас идет, что называется, не для диктофона. Главное в этом мастер-классе состоит в том, что студенты не просто слушают пусть даже очень интересные сообщения практиков о своей работе, но и непосредственно участвуют в обсуждении и анализе этих практик наравне с приглашенными экспертами.
— На ваш взгляд, возможно ли реализовать такой формат мастер-классов на других факультетах?
— Безусловно, можно. Важно определить актуальную тему и обеспечить участие специалистов-практиков. Главное тут — следовать трем базовым принципам. Во-первых, в интерактивных методах с участием практиков обязательно участие еще и сопровождающего «теоретика». Одно только приглашение практика для выступления и рассказа о собственной деятельности является однобоким и недостаточным. Во-вторых, любое выступление практика должно предваряться серьезной работой по осмыслению данной практики, чтобы она была понятна слушателями на аналитическом уровне. И в-третьих, по завершении занятия необходимо провести анализ практики и выработать предложения по ее коррекции, причем уже без участия приглашенного эксперта — его присутствие прямо или косвенно может исказить результаты анализа.
— А приглашенные эксперты с удовольствием приходят на такие занятия? Для них мастер-классы представляют какую-то ценность?
— Я уверен, что мы побуждаем их задуматься над вещами и процессами, на которые они раньше не обращали внимания. И думаю, это для них важно. Нам лестна та высокая оценка, которую они дают нашим ребятам. И приятно то, что, посетив однажды такой мастер-класс, на новые мастер-классы эксперты-практики идут уже с другим настроением и с другой мерой ответственности: они очень быстро понимают, что общаются не просто со студентами, а со своими будущими коллегами.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»
Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.
ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления
Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей — Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.
Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики
На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.
«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»
Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.
«Для работы в Минэкономразвития нужна профессиональная подготовка и очень мобильный мозг»
Выпускник Вышки Олег Фомичев, нынешний заместитель министра экономического развития РФ, попытался сделать деятельность министерства ближе и понятнее людям и позволил своим подчиненным быть креативными в работе с такой консервативной дисциплиной, как экономика. О том, что представляет собой работа госчиновника и чем она может быть привлекательна для выпускника вуза, он рассказал в рубрике «Конструктор успеха».
Теневое управление помогает развитию регионов
Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.
«Современная система образования – это испорченный телефон»
Почему учебные заведения монополизировали право на производство знания, чем школы и вузы похожи на Макдоналдс и какую роль должен играть учитель, на лекции в Институте образования ВШЭ рассказал профессор Чарльз Бингем из университета Симона Фрезера в Ванкувере. Он также провел мастер класс по методике преподавания.
Управление на госслужбе и в бизнесе
В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.
Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013
Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).
Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013
Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).