Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам
3 июня традиционный семинар Института образования ВШЭ был посвящен неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.
Катерина Поливанова и ее коллеги — аспирантка Психологического института Российской академии образования Елена Сазонова и исследователь рекрутингового агентства «Бигл» Марта Шакарова — провели несколько исследований, посвященных неформальному образованию детей и подростков.
Объектом одного из этих исследований были дошкольники от 3 до 7 лет. Для социализации в этом возрасте важна сюжетная игра по правилам, благодаря которой ребенок развивается умственно и эмоционально, учится понимать и принимать других людей. У дошкольников одинаково популярны два мультсериала — «Смешарики» и «Том и Джерри». Однако играют они только по мотивам «Смешариков», так как их увлекают сложные сюжеты и неоднозначные взаимодействия между большим количеством разных персонажей. Простые, однозначные отношения, как между Томом и Джерри, их волнуют меньше.
В «Смешариках» нет положительных и отрицательных героев — все хорошие, но в отношениях между ними легко возникают проблемы — как в обычной жизни, где, как правило, нет однозначного деления на героев и злодеев. Так, дети часто воспроизводят в играх сюжеты, связанные с персонажем по имени Нюша (розовая хрюшка, мечтающая стать принцессой), которая, например, в одной серии без каких-либо причин обижается на других героев.
По мнению авторов проекта, в возрасте от 3 до 7 лет дети испытывают интерес к сложному взаимодействию между разными людьми, который удовлетворяется в процессе сюжетной игры. Это помогает им формировать важные личностные компетенции, связанные с коммуникацией. Причем дети играют совершенно самостоятельно, без участия взрослых, которые часто не придают играм никакого значения.
Еще одно исследование было посвящено подросткам — учащимся 8-10 классов. Авторы изучили сообщения на нескольких крупных форумах, посвященных циклу романов «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, и опросили подростков, чем им интересны эти книги. Интерес именно к «Гарри Поттеру» обусловлен огромной популярностью этих романов — известно, что Джоан Роулинг добилась возрождения интереса детей к чтению во всем мире.
Взросление происходит не только в семье, детском саду и школе, как часто считают учителя и родители, а в неформальной деятельности, восполняющей пробелы и недостатки системы образования
Оказалось, подростков больше всего волнуют темы силы и бессилия, возможности и невозможности действовать. Мир книг Роулинг притягивает их простотой и однозначностью — условиями, в которых так легко проявить инициативу. Реальность отталкивает сложностью, отсутствием четких ориентиров, к тому же учителя и родители пытаются контролировать каждый шаг. Подростки чувствуют, что в такой обстановке действовать невозможно, и ощущают себя бессильными, неспособными что-либо изменить, проявить инициативу. Сопереживая героям книг, они примеряют на себя ситуации самостоятельного принятия решений, активного действия, победы или поражения.
То есть важные личностные компетенции в этом возрасте формируются при чтении, обсуждении книг и идентификации себя с их персонажами. «Гарри Поттер» дает хотя бы теоретическое представление о том, что значит принять решение, поступить на свой страх и риск, нести ответственность за возможные последствия.
Главный вывод обоих исследований заключается в том, что взросление происходит не только в семье, детском саду и школе, как часто считают учителя и родители, а в неформальной деятельности, восполняющей пробелы и недостатки системы образования. Катерина Поливанова считает, что такая ситуация характерна именно для современности — ведь раньше не было столь большого выбора художественных произведений. Впрочем, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Марина Пинская сочла это мнение спорным — и раньше дети много играли по мотивам популярных книг и фильмов.
Школа и родители не замечают многих потребностей детей, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. Эти потребности дети удовлетворяют благодаря неформальному образованию, самостоятельно приобретая необходимые в жизни навыки, играя в игры или читая литературу за рамками школьной программы. Об этой разновидности образования нельзя забывать, тем более что с развитием современных средств коммуникаций ее роль будет только расти.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы
Поливанова Катерина Николаевна
Профессор Департамента образовательных программ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.