• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто подготовит учителя для инновационной экономики?

13–14 марта в Перми прошла Вторая научно-практическая конференция «Компетентностный подход и новое качество образования», организованная Пермским филиалом ГУ-ВШЭ, Министерством образования Пермского края и Департаментом образования Перми. В конференции принял участие заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов.

Конференция была предназначена для учителей, директоров школ, сотрудников органов управления образования Пермского края — в Культурно-деловом центре, расположенном в одном здании с краевой администрацией, собралось несколько сотен человек. В первый день состоялось пленарное заседание, на котором выступили Лев Любимов, директор Пермского филиала ГУ-ВШЭ Галина Володина, руководители системы общего образования города и края. Во второй день участники конференции работали по секциям, которые вели заведующие кафедрами филиала. Секции были посвящены проблемам использования компетентностного подхода в преподавании гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, математики и информатики, формированию надпредметных компетенций в начальной и средней школе.

Научно-практические конференции и другие мероприятия для работников системы общего образования, которые организует филиал Вышки, в Перми давно стали обычным явлением. 4 года назад совместно с Комитетом по образованию городской администрации филиал создал университетский округ, в который сегодня входят 19 городских школ. Повышением квалификации учителей этих школ занимаются не методисты из краевого института повышения квалификации работников образования (так, во всяком случае, дело сегодня обстоит во всех регионах России), а преподаватели университета, знакомые с последними достижениями науки. Смысл работы университетского округа — отнюдь не подготовка абитуриентов для Вышки, а поддержка и развитие школьного образования.

Сейчас Пермский филиал ГУ-ВШЭ сотрудничает не только с городскими, но и с краевыми образовательными властями. В 2008 году Пермский край вошел в число десяти победителей конкурса комплексных проектов модернизации образования (это одно из направлений приоритетного национального проекта «Образование»), и, очевидно, филиал Вышки будет помогать краевой администрации в реформировании системы образования по основным направлениям проекта.

Лев Любимов рассказал участникам конференции о функциях образования в современном мире. Если вчера грамотным считали того, кто умеет читать, то завтра будут считать того, кто умеет учиться. На постиндустриальной стадии развития западного общества производительность труда стала рутиной, вытесняемой сервисной деятельностью. Прирост экономики раньше обеспечивался ростом труда и капитала, сейчас — ростом знаний. Отсюда термин — «знаниевая» экономика. «Наши президенты (Владимир Путин и Дмитрий Медведев — прим. авт.) любят называть ее инновационной экономикой, — сказал Лев Любимов. — Для того чтобы в нее "прыгнуть", нужен "знаниевый" подход».

Школьные учителя привыкли работать на основе трансляционных технологий: ученик проходит новую тему так, как будто она не имеет отношения к предыдущей, запоминает информацию, не рефлексируя. Такой подход к обучению называется инструкционизмом, который все еще жив в западных странах, причем не только в школах, но и в вузах. «Сторонники инструкционизма опираются на вековые традиции, — считает Лев Любимов. — Но в ряде стран с инструкционизмом начали бороться средствами экономии и образовательной политики. И эти страны стали победителями в международных исследованиях качества общего образования».

Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ рассказал об обсуждении результатов этих исследований на недавнем научном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ. Почему России удалось занять первое место в исследовании PIRLS по развитию навыков чтения у 10-летних детей? «Это заслуга родителей, обеспокоенных тем, что происходит в нашем образовании, — считает Лев Любимов. — Но результаты исследования, в котором участвовали 15-летние дети, показывают, что по развитию компетенций на средней ступени школьного образования Россия сильно отстает, то есть традиции инструкционизма у нас побеждают». Компетентностный подход предусматривает иную роль ребенка в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия. Школьник должен уметь не воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Все это требует глубокого изучения отдельных тем (не случайно западные учебники — это огромные фолианты), чтобы ученик обладал по этим темам таким же объемом информации, как и учитель. И к этому наша система образования не готова.

Лев Любимов привел такой пример. Мальчик из Зеленограда «так себе» окончил школу, поступил в Московский институт электронной техники, проучился там два года и в 19 лет был нанят в американскую фирму со стартовой зарплатой 65 тыс. рублей. Своим учителям он сказал: «Мне не нужны ваши программы, а нужны знания по конкретным темам. Много и сейчас». Таким образом, у человека возникают индивидуальные образовательные ценности, которые никак не соотносятся с требованиями традиционной системы образования. Это значит, что необходим переход от инструкционизма к конструкционизму: в системе образования должна создаваться среда, в которой ребенок сам конструирует свое знание.

«Чтобы учитель мог внедрять компетентностный подход, его надо вернуть на высокий уровень профессионального мастерства, — считает Лев Любимов. — Мы делаем это в университетском округе Пермского филиала Высшей школы экономики». На Западе университеты давно забили тревогу — ведь качество школьного образования не соответствует их требованиям. Абитуриенты плохо подготовлены, не умеют читать тексты, снижается доля поступающих на сложные факультеты (естественнонаучные и математические). Чтобы повысить качество школьного образования, приблизить уровень подготовки абитуриентов к требованиям вуза, школьных учителей стали обучать профессора классических университетов. Обучение чередуется с «замерами» знаний учителей. Результаты тестов позволяют оценивать учителей не на основании формальных характеристик (например, стажа работы), а по их профессиональному уровню.

«Уровень российской школы снизился за последние 35 лет. Его нужно поднять, а без профессорского участия этого не сделать, — заявил Лев Любимов. — У нас нет другой альтернативы, потому что наши дети не дозревают ни до компетентностной деятельности, ни до гражданской зрелости».

Директор Пермского филиала ГУ-ВШЭ Галина Володина рассказала участникам конференции о работе с учителями в рамках университетского округа. В январе этого года впервые состоялась олимпиада для учителей по четырем предметам, в которой участвовали 246 человек. Ее результаты обсуждались с разработчиками заданий. «Учителя рассматривают олимпиаду как вид тренинга, — констатировала Галина Володина. — Страха нет, что все узнают, если человек вдруг окажется в конце рейтинга. Объявляются только десять победителей по каждому предмету, все остальные результаты анонимны». В мае этого года филиал будет проводить краевую олимпиаду для учителей математики: первый тур — по Интернету, второй — очно, на базе Пермской Вышки.

Борис Старцев, Новостная служба портала,
Пермь — Москва

Вам также может быть интересно:

«Переход на новый ФГОС не самоцель, а способ повышения качества школьного образования»

Как проходит внедрение нового образовательного стандарта в российских школах? С какими проблемами они сталкиваются? Какие возможности для школ и учеников открывает новый стандарт? На проектной сессии, организованной Вышкой 17-19 августа, своим опытом внедрения ФГОС делились полторы сотни администраторов и учителей школ, входящих в Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ.

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно

18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Российским школам не хватает финского акцента

Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

Сельские школьники стремятся в город не только в России

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ, рассказывает о сборнике статей, в которых представлены результаты международного сравнительного исследования карьерных предпочтений сельских школьников России, Китая и Казахстана.

Каков портрет «типичного» школьного директора?

Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.

ВШЭ представила Университет детей

Чтобы узнать, сколько воды умещается в клюве пеликана или как библиотеки могут сладить с пробками на дорогах, нужно посещать «Университет детей» — этот научно-просветительский проект Политехнического музея при стратегическом партнерстве ВШЭ был представлен в Вышке 15 сентября.