«Если все это так скучно, то лучше уж я буду болеть»
24 мая прошел совместный семинар экспертной группы № 8 по доработке Стратегии-2020 «Новая школа» и Института развития образования ВШЭ. Обсуждалась тема «Здоровье школьника в информационно-образовательном пространстве» — речь шла об электронных паспортах здоровья, которые экспериментально уже начали вводить в некоторых школах.
Паспорт здоровья — это флэшнакопитель, на котором собрана подробная информация о здоровье школьника, его физическом и психологическом состоянии (рост, вес, давление, группа крови, хронические заболевания и прочее). Одни разделы паспорта ребенок заполняет самостоятельно, другие — работники школы (психолог, учитель физкультуры, врач). На основе собранной информации вырабатываются индивидуальные «маршруты здоровья» — родителям должны быть даны рекомендации по режиму дня, питанию, физическим нагрузкам для ребенка и другое.
Введение в школах паспортов здоровья обсуждается не впервые, с 1 сентября 2010 года начался эксперимент по их апробации в нескольких школах Москвы, Санкт-Петербурга, но вопросов по-прежнему много. Почему «паспорта» вводятся именно в школах? Почему проблемой здоровья школьников должны заниматься учителя? Должны ли «паспорта» быть обязательными или добровольными? Каков уровень конфиденциальности собранной информации? Кто будет иметь к ней доступ? И как ее интерпретировать?
«Вообще-то, по Конституции ответственность за здоровье детей возложена на родителей. Но такая трактовка оставила дитя у семи нянек без глазу, — заметила в своем докладе заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра Российской академии наук (РАН) Светлана Берташ. — Врачи говорят: «Мы лечим». Педагоги: «Мы учим». Родителям «не до того», им, как всегда, не хватает времени и сил, а ребенок сам по себе, и, как правило, не особо мотивирован на то, чтобы заниматься здоровьем».
При этом если ребенок имеет хроническое заболевание, например, эндокринной системы, это влияет не только на общее состояние и самочувствие, как у взрослых, но и на интеллектуальное развитие. Проректор Московского института открытого образования Лариса Курнешова (до недавнего времени первый заместитель руководителя Московского департамента образования) утверждает, что в таких случаях можно делать что угодно, но так и не добиться результатов в обучении. И хотя, естественно, лечить и заниматься профилактикой заболеваний — задача медиков, медики ее решают, но, как правило, в рамках «отведенных пятнадцати минут осмотра». Профилактика заболеваний, если и ведется, то в основном направлена на предупреждение развития осложнений. «Мы прекрасно знаем, что основным инструментом медицинских работников является диспансеризация. Других инструментов у медицины нет».
По словам Ларисы Курнешовой, в числе задач, которые решает паспорт здоровья, — мониторинг влияния ситуации в школе на здоровье детей, определение ресурсов их здоровья и степени риска заболеваемости. Кроме того, предполагается, что если сами школьники ведут свои «паспорта», то, в конце концов, у них появится желание следить за своим здоровьем.
«Если бы директором был я, то поддержал бы этот паспорт здоровья», — заявил в ходе обсуждения директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев. Поскольку повсеместно происходит переход на электронные базы данных, «было бы неверным вставать поперек потока и говорить, что электронные базы данных ошибочны». Опасения по поводу конфиденциальности и защиты личной информации, безусловно, оправданы, но секретную информацию о ФБР и Минобороны США, как бы упорно они ее ни скрывали, можно прочитать на WikiLeaks. Вопросы «взлома» любой системы, в том числе содержащей данные паспортов здоровья, нужно решать в рамках профессиональной этики или уголовного права.
Опасения в этой ситуации у Николая Малофеева вызывает и низкая культура населения: «Я говорю как дефектолог, как человек, которому «элитные» родители приводят «элитных» детей и даже примерно не понимают, что происходит с этими детьми. Девять десятых родителей, которые получают информацию от специалиста, либо идут ее перепроверять, либо говорят: «Это он сказал, ну пусть он так и делает». Поэтому первый пользователь паспорта здоровья — это родитель, он должен узнать собственного ребенка».
Причем вполне разумно, по его мнению, что доступ к «паспорту» есть у как родителей, так и у медиков и педагогов: «Амбициозные родители дают ребенку больше нагрузок, ребенок не справляется — родители должны про это знать, учитель должен защищать интересы ребенка и выступать против родителей. Мне кажется, равно заинтересованные конкурирующие получатели информации — родитель, педагог, медик — могут иметь благодаря «паспорту» объективную картину, но насколько грамотно они воспользуются информацией, зависит от их морально-волевых, этических качеств».
В связи с введением паспортов здоровья научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин выразил сомнения в компетентности педагогов и врачей: «Я представил себе классные часы про здоровье, когда ребенок думает, что если это все так скучно, то уж лучше я буду болеть. Новая культурная ситуация требует других инструментов. И мы их пока не знаем».
Кроме того, по словам Исака Фрумина, важно понять, кто и как должен давать рекомендации родителям с учетом собранной информации. Если это делают медики, то по каждому ребенку индивидуально и не «на уровне журнала "Работница"». «Мне в детстве лечил глаза хороший врач, но потом он придумал свою систему оздоровления, она в Красноярске внедрялась. Методика, в частности, заключалась в том, что надо было крутить головой, а по кругу «бегали» лампочки. Потом выяснилось, что пара детей из-за этого вывихнула шеи, еще у пары начались припадки… Давайте ограничимся мониторингом и знаками: если есть беспокойство, пусть родители с детьми идут к профессиональным врачам», — сказал И. Фрумин.
На проблему сбора информации и ее интерпретации обратил внимание и вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. «Есть инструментарий, его можно доводить до ума, обсуждать вопросы защиты информации. Конечно, возникает вопрос: кто интерпретирует и дает индивидуальные рекомендации? Я считаю, мнения учитывать надо — и родителей, и учителей, но рекомендации должны давать профессионалы. И еще одно важное условие — добровольность «выдачи» паспортов здоровья».
Елена Кузнецова, специально для новостной службы портала ВШЭВам также может быть интересно:
Не спуская глаз: как будет выглядеть устройство для самоконтроля зрения
В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ученые из НИУ ВШЭ провели исследование для создания электронного устройства, которое поможет снизить риски возникновения и прогрессирования глазных заболеваний. Это устройство может давать рекомендации по отдыху глаз и указывать на необходимость посещения медицинского учреждения при выявлении нарушения в зрении.
В России получение консультации врача не зависит от доходов семей и доступно каждому
Экономисты НИУ ВШЭ выяснили, что более 60% россиян занимаются самолечением вместо визита к врачу, чему способствует доступность лекарств в российских аптеках. Особенно это характерно для легких заболеваний. Затраты на медикаменты зависят от дохода, и довольно часто люди заменяют дорогие лекарства более дешевыми. Статья опубликована в International Journal of Health Economics and Management.
Вакцинация от гриппа защищает детей и помогает избежать осложнений у взрослых
Профессиональное медицинское сообщество на первое место в списке социально значимых инфекционных болезней ставит грипп, от которого ежегодно страдают миллионы людей по всему миру. Единственная специфическая профилактика гриппа на сегодня – это вакцинация. О ее эффективности новостной службе портала рассказывает Екатерина Александрова, директор Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ.
В зданиях Вышки к 1 сентября открываются три новых медпункта
К новому учебному году Управление социальной сферы подготовило и открыло три новых медкабинета: в зданиях на Старой Басманной, Шаболовке и в Строгино. Также был лицензирован медпункт в корпусе на Покровском бульваре.
Молодежь (не) любит ЗОЖ. Как молодые люди относятся к своему самочувствию
Студенты больших городов не слишком заботятся о здоровье и мало применяют знания по теме на практике. Таковы данные опроса, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Перми.
Жить стали здоровее. Как чувствует себя население России
В последние годы россияне выше оценивают собственное самочувствие, и ожидаемая продолжительность здоровой жизни растет. Вместе с тем по этому показателю Россия все еще сильно отстает от стран ЕС. Почему, выяснил научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Александр Рамонов.
Силы на труд
В России почти 25 миллионов рабочих, это почти треть занятого населения. У перестраивающейся экономики на них большие надежды. Но готовы ли они к труду — хватит ли на него здоровья? Хватит, считает профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова. Однако не у всех. О том, кто в зоне риска, — новое исследование на данных RLMS-HSE.
Не в форме
Российские пенсионеры не восприимчивы к пропаганде здорового образа жизни. Их поведение по поддержанию физической формы укладывается в восемь стилей, среди которых ЗОЖ далеко не самый популярный — его практикуют лишь 17%, установила исследовательница ВШЭ.
Близорукие инвесторы
Умеют ли современные жители России прогнозировать свои доходы? Отличаются ли ограниченной рациональностью при вложениях в здоровье и финансовые активы? Склонны ли к оппортунизму и инвестиционной близорукости? На эти вопросы ответили в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента НИУ ВШЭ.
Сахарная диета
Около половины россиян потребляют сахар выше рекомендуемой нормы. Но при этом в суточном рационе многих групп населения недостаточно овощей и фруктов, необходимых для поддержания организма в хорошей форме. В ходе исследования выяснилось, что даже богатые питаются неполноценно, поскольку сохраняют вредные привычки в потреблении пищи.