• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госрегулирование: контуры будущего

Видеозапись

7 апреля в рамках XII Международной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол группы №14 по совершенствованию Стратегии-2020, «Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом».

Задавая тон обсуждению, соруководитель группы, проректор Высшей школы экономики Андрей Клименко предложил коллегам сосредоточиться на фиксации идей, ориентиров, которые хотелось бы увидеть осуществленными к 2020 году: каким к этому сроку должно стать госрегулирование, что должны представлять собой государственные услуги, как будет реализована связь государственных органов с обществом и участие граждан в управлении. С этой точки зрения А. Клименко предложил рассматривать и сообщения, которые сделали на круглом столе директор центра Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева и заведующий лабораторией экономического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виталий Тамбовцев.

Наталья Дмитриева в своем выступлении отметила необходимость минимизации объектов государственного регулирования (продукции, оборудования, видов деятельности) и использования его лишь там, где имеются недопустимые риски, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, безопасности страны, правам граждан. Чтобы сократить издержки вхождения на рынок новых участников, по ее мнению, необходимы также минимизация количества обязательных требований и радикальное уменьшение разрешительных форм контроля. Следует еще создать систему мониторинга результативности государственного регулирования и обязательного учета результатов такого мониторинга при совершенствовании регулирования, отметила Н.Дмитриева.

На федеральном уровне, кроме того, должна появиться процедура доказательства необходимости введения того или иного вида госрегулирования. Система предоставления государственных услуг, по мнению Дмитриевой, должна развиваться в направлении децентрализации. За федеральными органами исполнительной власти целесообразно оставить функции по разработке нормативной базы, стандартов услуг, мониторингу и надзору за качеством их предоставления. Полномочия по предоставлению массовых государственных услуг будут переходить на региональный уровень с правом делегирования их ниже, на уровень муниципальных властей.

Продолжая рисовать контуры «желаемого будущего», Н. Дмитриева отметила, что системы внутриведомственной отчетности о предоставлении государственных услуг и функций будут заменены на оценивание их качества потребителями — гражданами и бизнесом. В случае низких оценок, должны следовать административные санкции, либо изменение стандартов или перераспределение соответствующих услуг и функций другим исполнителям вместе с соответствующими бюджетами.

При обсуждении выступления практически все эксперты, не отрицая необходимости движения в этих направлениях, указывали на невозможность реформирования системы госрегулирования и оказания госуслуг только силами самого административного аппарата. Чтобы реформа получила реальное, а не бумажное воплощение, необходимо вводить формы действенного участия в ней граждан и бизнеса, которые прежде всего и заинтересованы в этой реформе — к этому сводились мнения практически всех выступавших.

Выступивший затем Виталий Тамбовцев в своем докладе предложил оценить три возможных логики реформирования государственного регулирования. Первая логика исходит из того, что бизнес ведет себя оппортунистично, только в интересах своей выгоды, пренебрегая общественными интересами — следовательно, необходимо подвергать его сильному регулированию. Второй вариант предполагает, что оппортунисты — это госчиновники, думающие только о личных интересах, и значит, необходимо провести максимальную дебюрократизацию. Третий подход таков: ни те, ни другие ангелами не являются, отсюда — необходимость разумного регулирования, позволяющего сохранить полезные общественные функции тех и других и минимизировать их отрицательные устремления.

При этом необходимо учитывать неизбежное сопротивление административного аппарата, который непременно будет противиться сокращению своих полномочий, и предусматривать набор мер, компенсирующих потерю чиновниками значительной части своего влияния. Кроме того, необходимо на законодательном уровне создавать формы трехстороннего взаимодействия «власть-бизнес-общество» по проведению административной реформы.

В качестве примера такой оптимизации Тамбовцев привел административную реформу в Казахстане. Сегодня в рамках единого экономического пространства Казахстан уже ощутимо выигрывает у России по характеристикам бизнес-климата, отметил Тамбовцев.

Сергей Федоров, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.