Савельева Светлана Сергеевна
- Приглашенный преподаватель:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Департамент социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2024 году.
Образование, учёные степени
- 2007Аспирантура: Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет: политических наук и социологии
- 2005MA: специальность 22.00.00 «Социологические науки», тема диссертации: Социальная дифференциация в сфере высшего образования
- 2005
Магистратура: Европейский университет в Санкт-Петербурге, специальность «социальные исследования современного общества», квалификация «Магистр»
- 2003
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, факультет: культурологии, специальность «Культурология», квалификация «Культуролог, социолог культуры»
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2019)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (март 2011)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Methodology and Methods of Social and Political Research (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Project Seminar (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 4 модуль)Анг
Конференции
- 2019International School Choice and Reform Conference (Лиссабон). Доклад: School Choice and Signals: Schools Signaling Parents
- 2018XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Социально-экономическая сегрегация школ в России
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Локальная образовательная система: концепция и результаты эмпирического анализа
- 2017XVIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Выбор школы родителями: восприятие сигналов
- XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Выбор школы родителями: восприятие сигналов.
- 2016XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Cтратегии родителей при выборе начальной школы в условиях различных локальных контекстов
- 2015XVI международная апрельская конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования
Конференции до 2015 года
2014 Конференция «Дети и общество: социальная реальность и новации» (Москва, 23-24 октября 2014)
доклад «Бедные дети в сельской местности и забота о них» (докладчик, соавторы: Тенишева К.А., Шишова Е.С., Александров Д.А.)
доклад «Социально-психологическое благополучие детей в школе» (докладчик, соавторы: Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А., Александров Д.А.)
2014 The European Conference on Educational Research “The Past, the Future and Present of Educational Research in Europe” (1 - 5 September, Porto), paper “Educational Aspirations in Local Context” (presenting author, co-authors: Daniel Alexandrov, Vera Titkova)
2012 VI научно-практическая конференция «Современная социология — современной России» (1-3 февраля, Москва), доклад «Образовательные рынки: трекинг и социальная селекция» (докладчик, соавторы: Александровым Д.А., Петровой М.С.)
2010 European Sociological Association Midterm Conference “Educational stratification in contemporary societies: Selection, sorting and detracking features, processes and outcomes” (30 September - 1 October, Athens), paper “Sorting in Russian rural schools” (co-authors: Eugenii Kochkin, Ksenia Tenisheva, Leonid Savintsev, Daniel Alexandrov)
2009 Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество», (Москва, 20-22 октября)
доклад «Влияние сообщества на образовательные достижения детей», доклад «Факторы образовательного выбора выпускников девятых классов» (соавторы: Александров Д., Кочкин Е., Тенишева К., Савинцев Л.)
2008 IIIВсероссийский социологический конгресс (Москва, 21-24 октября)
доклады в соавторстве:
(1) Савельева С.С., Александров Д.А., Данилова Н.Ю. Механизм социального исключения в системе дошкольного и школьного образования
(2) Кочкин Е.В., Савельева С.С., Александров Д.А. Образовательный выбор и образовательные горизонты девятиклассников
(3) Данилова Н.Ю., Савельева С.С., Сафонова М.А., Кочкин Е.В., Агафонова А.А., Александров Д.А. Трансформация села в постсоветском обществе (на материалах эмпирического исследования в Ленинградской области, 2006-2007)
2008 итоговая конференция проекта «Бедность в локальном измерении», проект поддержан фондом «Хамовники», Москва, 29 февраля – 2 марта; Доклад 1: «Образование как институт производства неравенства», Доклад 2: «Социально-пространственная сегрегация в современных поселках»
Публикации12
- Статья Савельева С. С. Неравенство успехов и притязаний девятиклассников: уровень локальных образовательных систем // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. Т. 2. С. 212-232. doi
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 199-229. doi
- Статья Тенишева К. А., Савельева С. С., Александров Д. А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 44-84.
- Глава книги Александров Д. А., Воскресенский В. М., Савельева С. С. Роль внеклассной активности в формировании социального неравенства: случай малого города // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 4.2. С. 388-416.
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С. 217-241. doi
- Глава книги Савельева С. С., Александров Д. А. Школьная дифференциация в условиях разных социальных контекстов // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 2.3. С. 105-131.
- Глава книги Савельева С. С., Александров Д. А. Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 634-641.
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S. Safe Mobility: University after Technical College Pathway / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015. No. WP BRP 27/EDU/2015 .
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S., Evgeny Kochkin. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (краткая версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (полная версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
Опыт работы
2004-2007 менеджер Программы Фонда Спенсера "Развитие социальных исследований образования в России" Европейский университет в Санкт-Петербурге
Участие в исследовательских проектах
2016-2018 Проект «Дифференциация школ и образовательный выбор: школа и родители», поддержан грантом Российского гуманитарного научного фонда №16-03-00802
2014 Проект «Социальный порядок в условиях деиндустриализации», коллективный проект, поддержан грантом Российского гуманитарного научного фонда №14-03-18029
2011 – 2012 Проект «Мониторинг положения детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга», коллективный проект НУЛ СОН, совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Центром международного сотрудничества Красного Креста
2011 Проект «Система образования: организационная среда школ и интеграция мигрантов», коллективный проект НУЛ СОН, поддержан ЦФИ (НИУ ВШЭ)
2010 Проект «Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция», коллективный проект НУЛ СОН, поддержан ЦФИ (НИУ ВШЭ)
2007 – 2009 Проект «Неравенство в образовании», поддержан программой «Развитие социальных исследований образования в России», ЕУСПб
2006 – 2007 Проект «Бедность в локальном измерении», поддержан фондом поддержки социальных исследований «Хамовники»
2007 Проект «Механизмы воспроизводства социального неравенства на примере локальной образовательной системы», поддержан фондом поддержки социальных исследований «Хамовники»
Поздравляем Савельеву Светлану Сергеевну с защитой кандидатской диссертации
02 февраля 2021 года состоялась защита диссертации Савельевой Светланы Сергеевны на тему «Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системах»
Как появился и начал расти СЛОН
Светлана Савельева - заместитель заведующего Лабораторией социологии образования и науки, в том числе, со Светланы Сергеевны и выглядел не так, каким мы видим его сейчас. Если вы до сих пор не знакомы с историей СЛОНа, не слышали про то, какими эмоциями жили студенты на ранних экспедициях и как лаборатория пришла к исследованию школ - этот материал для вас.
СЛОН запускает серию материалов, посвященных работникам лаборатории. Из статей вы сможете узнать, какими карьерными путями шли работники лаборатории и как они начинали этот путь. Как выглядела, чем жила лаборатория 10 лет назад и чем занимались студенты-социологи.
Читайте, вдохновляйтесь и выбирайте свой путь.
«Открываем Россию заново»: итоги экспедиционного сезона 2019
25-го ноября в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошла конференция по итогам экспедиционного сезона «Открываем Россию заново» 2019. Студенты и преподаватели презентовали результаты восьми экспедиций, рассказали, как ездили изучать Исламское образование, чувашский диалект, историческую память затопленных городов на Волге и многое другое. Докладчики поделились не только новыми эмпирическими данными, но и дальнейшими планами исследований, а также обсудили насущные организационные моменты.
СЛОН на ID Conference
В двадцатых числах октября в Санкт-Петербурге состоялась большая конференция, посвященная вопросам миграции и разнообразия (ID Conference). Лаборатория социологии образования и науки не просто принимала участие в этой конференции - доклады представляли Даниил Александров и Светлана Савельева, но и выступила организатором целой секции “Миграция, неравенство и идентичность”.
Читайте в новом материале, какие темы обсуждались на этой секции, почему важно рассматривать и практическую, и теоретическую сторону проблемы и для чего нужна дискуссия в вопросах миграции.
Доклад на конференции The European Association for Education Law and Policy (ELA)
Лаборатория представила доклад по результатам проекта «Выбор школы» на конференции The European Association for Education Law and Policy (ELA) в Лиссабоне.
53%
подростков, проживающих в селах, хотят уйти из школы после 9-го класса.