Я знаю, что ты знаешь…
16 мая в Высшей школе экономики состоялась научно-практическая конференция «Социология знания: общество как система и жизненный мир». Комментирует профессор кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Евгений Карцев.
Конференция, организованная социологическим факультетом ГУ-ВШЭ, была посвящена междисциплинарному обсуждению актуальных проблем социологии и экономики знаний и собрала около ста специалистов из многих московских и региональных вузов и научно-исследовательских организаций.
О том, как прошла конференция, корреспонденту Новостной службы портала рассказал профессор кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Евгений Карцев.
— В чем состояла основная идея конференции, ее концепция?
— На конференции рассматривались вопросы социологического сопровождения трансформации российского общества в направлении постиндустриальной, информационной и постмодернистской составляющих техногенной цивилизации, основанной на знании. Проблемы постиндустриальной цивилизации требуют аудита классики, фактически речь идет о социологии знания как методологии социологии и ее метакритике, о форуме идей постклассической социологии. Концепция конференции была раскрыта в структуре самой конференции в виде названий ее секций. А именно: социальное измерение экономики знаний; конкретизация понятия "знание" (его генезис и содержание); общество как система; жизненный мир как коммуникация; институты трансляции знания (семья, школа, вуз).
— Это первая конференция подобной тематики, или же она встраивается в ряд других мероприятий?
— Этой конференции предшествовали две межвузовские научно-практические конференции, предметом рассмотрения которых были эстетическая и этическая парадигмы техногенной цивилизации. Одна конференция прошла под названием «Человек эстетический — новая парадигма в социально-гуманитарном знании», на ней рассматривались проблемы эстетической составляющей техногенного становления, в том числе: эстетика как фактор техногенного развития общества, эстетическое измерение социальной стратификации, мода и индивидуальное самопроектирование, соотношение этического и эстетического модусов в современном обществе и другое. Итогом предпринятого обсуждения явилось формирование и издание первого тома альманаха социокультурных исследований «Современность/Post», его приоритетными темами стали проблемы цивилизационной стратегии России в условиях постсовременности, культивирование институтов техногенной цивилизации.
Вторая межвузовская конференция была посвящена рассмотрению этических проблем постсовременного общества, ее тема звучала так: «Возвращение к культуре»: этическое измерение техногенной цивилизации». На конференции обсуждались роль и основные тенденции эволюции социокультурных институтов в постсовременном мире, роль «опекунов» в современной цивилизации, проблемы этического обеспечения перехода российского общества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, корпоративная этика сегодня, этическое измерение ландшафта в постиндустриальной цивилизации. По итогам междисциплинарного дискурса был подготовлен и издан второй том альманаха.
Таким образом, тема настоящей конференции «Социология знания: общество как система и жизненный мир» продолжает реализацию концепции социологического сопровождения трансформации российского общества в постиндустриальную цивилизацию, основанную на знании.
— Вы были организатором конференции и ведущим одной из секций. Довольны ли вы тем, как прошло обсуждение?
— Конференция прошла довольно успешно, об этом свидетельствуют благодарственные отзывы участников конференции. В адрес организаторов поступило 120 заявок на участие в конференции и 96 текстов научных статей, докладов и тезисов выступлений. «География» участников конференции предельно широкая, перечисление вузов, принявших в ней участие, займет много места: это многие вузы Урала, других регионов РФ (Волгоград, Иваново, Уфа, Саратов, Нижний Новгород и так далее), широко были представлены столичные научные центры (Институт социологии РАН, РГУСУ, МГИМО, МГУ, Лингвистический университет, РАГС и другие), вузы и академические учреждения Санкт-Петербурга (СпбГУ, Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна). Поступили материалы из Казахстана (Карагандинский экономический университет), с Украины (Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова).
На секции, где я был ведущим («Понятие знания: генезис и содержание»), обсуждались проблемы социокультурной модернизации и социального конструктивизма, роль знания как инструмента легитимации социальной реальности, идеалы научности и проблемы социальной обусловленности исторического знания, знание научное и обыденное: особенности конструирования «матрицы социального анализа» у студентов, концепция знания в социологии Б.Латура, образы человека в социальном познании и другое. Работа секции закончилась в 18 часов, однако не все присоединившиеся к ее работе успели выступить. Пользуясь случаем, хотелось бы принести им свои извинения по этому поводу.
— Можно ли выделить основные выводы конференции?
— Содержание конференции еще ждет своего обстоятельного анализа, однако уже сейчас очевидно: повышенный интерес вызвали проблемы интерферентной связи экономики знаний и социологии знания, демаркации информации и знания (если в информационном сегменте общества акцент ставится на обработку и передачу знаний, то в его постмодернистской составляющей — на инструментализации, применении и толковании знаний). Также внимание привлек аудит институтов (какие институты тормозят развитие, какие требуют своей модернизации, а какие необходимо выращивать заново применительно к вызовам ХХI века). С интересом участники отнеслись к теме социальных условий производства, распространения и эффективного использования знаний (стоимостная форма знания сегодня).
— И все-таки, каковы, на ваш взгляд, итоги конференции? Что получится «на выходе»?
— Основным итогом конференции и анализа, поступивших в ее адрес материалов, станет формирование и издание 3-го и 4-го томов альманаха социокультурных исследований «Современность/Post». Будущие научные мероприятия, инициируемые редколлегией альманаха, предусматривают заслушивание референтных специалистов — ведущих экспертов по обсуждаемым проблемам с их последующим дискуссионным обсуждением с участием всех заинтересованных специалистов. Научным вектором рассматриваемых проблем, по-прежнему, будет оставаться всесторонний анализ и глубокое рассмотрение постсовременного общества в его институциональном становлении.
Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Сайты органов управления образованием: не все для людей
26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.
Приручить «цунами» информации
Людям необходимо совладать с «цунами информации» и обратить этот поток себе на пользу. Конференция «Правовые и практические проблемы реализации свободы информации в России» в НИУ ВШЭ.
От информирования — к коммуникации?
11 февраля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий приняли участие в пресс-конференции в РИА Новости, на которой был представлен рейтинг официальных сайтов региональных органов управления образованием.
Данные госорганов мало пригодны для общественного использования
Имеющаяся в Рунете государственная информация плохо отформатирована, структурирована и не пригодна для анализа. Это затрулняет модернизацию госуправления, борьбу с коррупцией, создание новых рынков информационных услуг.
Право в цифровую эпоху
В Высшей школе экономики прошла международная конференция «Право в цифровую эпоху». Об итогах конференции рассказывает заведующая Научно-учебной лабораторией по информационному праву ВШЭ Ирина Богдановская.