Население России: прогнозы и реальность
Опубликован очередной, 12-й Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, подготовленный Программой развития ООН в 2008 году. Его тема – «Россия перед лицом демографических вызовов». Один из руководителей авторского коллектива этого доклада, директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский, рассказывает о демографических вызовах, с которыми предстоит столкнуться стране, и о значении демографического образования.
— В этот раз Доклад о развитии человеческого потенциала, который выходит ежегодно, посвящен демографическим проблемам, в нем обозначены главные демографические вызовы, стоящие перед Россией, и рассматриваются возможные ответы на эти вызовы. Если сами вызовы формулируют в основном демографы (большинство из них - сотрудники Института демографии ГУ-ВШЭ — С. Захаров, Т. Харькова, Е. Кваша, Ж. Зайончковская, Е. Щербакова и я - в качестве соруководителя авторского коллектива), то ответы на эти вызовы принадлежат экономистам, таким как руководитель Центра стратегических разработок М. Дмитриев, директор Независимого института социальной политики Т. Малева, ее заместитель О. Синявская, экспертам в области образования и здравоохранения. Они объясняют, как на эти вызовы должна реагировать экономика, системы социального обеспечения, здравоохранения, образования и так далее. Таким образом, доклад распадается на две части: первая - это вызовы и вторая - это наши ответы и перспективы.
— А если вкратце, то какие вызовы сейчас стоят перед Россией?
— Во-первых, это нарастающая естественная убыль населения. Во-вторых, это быстрая убыль населения в трудоспособном возрасте. Сейчас об этом меньше говорят из-за кризиса: больше люди озабочены безработицей, однако кризис не отменяет того, что трудовых ресурсов нужного качества не хватает. Кроме того, экономический кризис — явление временное, после него начнется подъем, когда, с одной стороны, спрос на труд будет расти, а, с другой, убыль населения в трудоспособном возрасте будет ощущаться все сильнее. Экономика должна ответить на этот вызов повышением производительности труда, более эффективной политикой на рынке труда.
Третий вызов — это рост демографической нагрузки на трудоспособное население: поскольку его доля будет все меньше, каждый трудоспособный должен будет содержать большее число иждивенцев. На этот вызов также должна будет искать ответы и экономическая система, и социальная, здесь многое еще предстоит переосмыслить.
Четвертый вызов отчасти связан с предыдущим — это старение населения. Рост демографической нагрузки будет связан, в первую очередь, с увеличением числа и доли пожилых людей. Это не только экономическая проблема: рост числа пожилых людей создает проблемы для системы здравоохранения, социального обеспечения. Существует проблема долговременного ухода за людьми преклонного возраста, нужны дома престарелых, так как семьи не всегда могут взять на себя этот уход и не всегда семьи есть.
Следующий вызов — это уменьшение числа потенциальных матерей. Если до сих пор, несмотря на убыль населения, число женщин в России увеличивалось в силу особенностей нашей возрастной структуры, то сейчас в репродуктивный возраст вступают поколения 90-х годов. Тогда была низкая рождаемость, рождалось мало девочек, теперь они будут формировать «когорты» потенциальных матерей. Естественно, они будут малочисленными. Даже если все планы, связанные с повышением рождаемости, реализуются, все равно рождаемость — это соотношение числа детей на одну женщину, а самих женщин становится мало.
— Хотелось бы уточнить относительно наблюдавшегося в последние несколько лет роста рождаемости: является ли он сугубо временным явлением, связанным с тем, что в репродуктивный возраст вступило поколение 80-х годов?
— Да, в значительной мере это было связано с вступлением в репродуктивный возраст довольно многочисленной группы девушек рождения 80-х годов, однако в последние годы наблюдалось увеличение интенсивности деторождения во всех возрастах, связанное с мерами демографической политики, самой известной из которых является материнский капитал. Однако пока трудно сказать, насколько долго будут действовать эти меры: бывает так, что какое-то время они действуют, а потом вновь начинается спад рождаемости. Кроме того, не исключено, что угнетающее воздействие на рождаемость окажет нынешний кризис. Пока об этом говорить рано, в 2008 году детей родилось больше, чем в 2007, а данные за первые два месяца 2009 не дают возможности с уверенностью о чем-либо судить. Но в будущем все равно, уменьшение числа матерей на несколько миллионов человек едва ли можно будет компенсировать ростом рождаемости.
Еще один вызов — это уменьшение численности населения России. Главный компонент прироста населения — естественный прирост, но он у нас уже больше 15 лет отрицательный, идет естественная убыль населения. Она начала несколько уменьшаться в последние годы в силу благоприятного соотношения возрастов, но скоро снова начнет расти, так как соотношение молодых и пожилых возрастов будет становиться неблагоприятным. Даже если рождаемость будет повышаться, а смертность падать, это не сможет скомпенсировать неблагоприятной ситуации. Для такой страны как Россия с ее малозаселенной и малоосвоенной территорией это серьезный вызов, так как у ближайших соседей России — Китая, Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана — наблюдается рост населения. Это перенаселенные страны с ограниченными ресурсами, и с геополитической точки зрения такая ситуация неблагоприятна для страны. В середине ХХ века РСФСР занимала 4-е место в мире по численности населения после Китая, Индии и США. Сейчас Россия занимает 9-е место, а к 2020 году, по прогнозу ООН, отодвинется на 14-е.
— А с чем вы связываете такую убыль населения в Российской Федерации?
— Сейчас все развитые страны отличаются низкой рождаемостью. Но в России очень низкая рождаемость сочетается с очень высокой смертностью. В США и рождаемость выше, чем у нас, и смертность ниже, да к тому же они принимают большое количество мигрантов. Поэтому они сохранят свое третье место и в середине XXI века. А у нас и рождаемость низкая, и смертность высокая, и к приему мигрантов мы не готовы. В условиях убыли населения в трудоспособном возрасте мы будем нуждаться в трудовых ресурсах. Кроме того, будет идти давление извне, из перенаселенных соседних стран, как в сообщающихся сосудах. Все это — тоже серьезный вызов. Плоха не миграция сама по себе. США принимают до миллиона человек в год и за счет этого поддерживают численность населения и повышают рождаемость. Плохо то, что из-за нашей позиции отторжения мигрантов мы совершенно не подготовлены к их приему в больших количествах. Такая позиция мешает правильному осмыслению миграционного вызова, связанных с ним рисков. Попробуйте сейчас предложить выделить деньги на миграционные программы: это не будет понято.
— В результате получается замкнутый круг: с одной стороны, у нас негативное отношение, из-за которого мы не подготовлены к миграции, с другой стороны, из-за нашей неподготовленности миграция такова, что негативное мнение только укрепляется.
— Совершенно верно. Я считаю, что это недоработка власти: потому что формированием политики занимается власть. Когда власть не формирует определенной политики, она, в конечном счете, уступает место тем, кто, действуя вопреки государственным интересам, разжигает мигрантофобию.
Ну и еще один вызов — это рост эмиграции. Россия — не единственная страна, которая испытывает кадровый голод, а российские трудовые ресурсы для европейских стран могут оказаться предпочтительнее африканских или азиатских. В результате появляется такой насос: когда страны Восточной Европы вступили в ЕС, произошел отток трудовых ресурсов. Например, из Польши в Великобританию. Тогда в Польше, в свою очередь, стали охотиться за русскими и украинскими специалистами. Когда говорят об эмиграции, обычно думают прежде всего об «утечке умов». Однако выражение «польский водопроводчик», ставшее типичным в Великобритании, показывает, что спрос на свой труд могут найти не только люди с высшим образованием. Если раньше эмиграция из России в основном касалась различных этнических групп — немцев, армян, евреев, — то сейчас в нее постепенно вовлекаются русские. А когда за рубежом появляется диаспора, каналы эмиграции расширяются: тяжело уехать в незнакомое место, а если там уже кто-то есть из своих, совсем другое дело. Конечно, для эмиграции нужны причины, но они, к сожалению, есть. Скажем, когда научные кадры не находят в России спроса на свой труд, а в Америке или в Европе находят. В результате мы учим человека 15 - 20 лет, а он уезжает. Говорят, что такая миграция не плоха, так как наука выходит из изоляции, формируются связи и контакты. Но это когда процесс идет в обе стороны, а не в одну. У нас есть горячие головы, которые рвутся реагировать на подобные проблемы всякими силовыми способами, запретами и так далее. От подобных мер обычно толку мало. Но какая-то продуманная политика, обеспечивающая конкурентоспособность России на рынке труда, нужна.
Таковы вкратце основные демографические вызовы, с которыми Россия сталкивается или может столкнуться.
— Учитывая то участие, которое специалисты Вышки приняли в составлении этого доклада, можно предположить, что вы играете достаточно большую роль и в демографической политике страны?
— Это зависит от того, как власть воспринимает мнение науки и демографическую проблематику. Прислушивается ли к нам власть? Сказать, что они ничего не слушают, было бы преувеличением. Но демографическая составляющая не получает в политике и общественном сознании того веса, которого она заслуживает. Я уже не в одном интервью говорю, что демографическая проблематика недооценивается. Когда наши политики рассуждают о мировых проблемах, они говорят о газопроводах, о нефтепроводах, о политических интригах, но никто не говорит о демографии, хотя, например, проблема терроризма тесно связана с демографическим взрывом в развивающихся странах и теми проблемами, которые отсюда вытекают.
— А с чем связано такое удивительное невнимание к демографии?
— Со всем, в том числе и с системой образования. Экономические факультеты существуют испокон веков, а факультеты демографии? У нас в Вышке демографическое образование развивается: создан наш институт, мы набираем магистерскую программу. Однако в стране в целом внимания этому уделяется недостаточно. По последнему прогнозу ООН (а для России это более оптимистический прогноз, чем предыдущие), население России сократится до 116 миллионов человек в 2050 году. 116 против 148 в 1992 году! На 32 миллиона меньше — на целую большую страну! Это гораздо более серьезно, чем потеря нескольких миллиардов долларов, «нарастить» миллиарды долларов проще, чем миллионы человек.
Специалистов по демографии у нас мало. Демография — наука сложная, а все думают, что вопросы демографии очень простые и в этом легко разобраться, все предлагают какие-то рецепты. Невежество демографических шарлатанов суммируется с невежеством чиновников. В США, например, давно, еще во времена Киссинджера, серьезно задумывались о влиянии глобальных демографических процессов на международные отношения. У нас, по-моему, и сейчас этого нет. Хорошо, что в Вышке стали уделять внимание проблемам демографии. Но сделать предстоит очень много. Для России сейчас жизненно необходимо, чтобы демографическая наука заняла, наконец, причитающееся ей по значению место и в общественном мнении, и, конечно, в умах студентов, которым предстоит наверстывать упущенное предшествующими поколениями.
Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Мотивация к большим поступкам в жизни»: чему учат на программе магистратуры «Население и развитие»
В 2023 году магистратура «Население и развитие» вошла в рейтинг лидеров образовательных программ НИУ ВШЭ. О том, в чем ее особенность и уникальность, зачем специалистам по проблемам населения изучать Python, жилищную политику и государственное управление, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».
Залечь на дно в Рыбинске: в жару лучше находиться в маленьком городе
Аспирант Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Максименко и международная группа исследователей изучили избыточную смертность в европейской части России во время жары и лесных пожаров 2010 года. Анализ данных показал, что определяющим фактором избыточной смертности был не уровень загрязнения воздуха, а размер города: самыми безопасными оказались города с населением менее полумиллиона человек. Исследование опубликовано в Vienna Yearbook of Population Research 2024.
«Обеспечение роста рождаемости и общего благосостояния — это связанные вопросы»
Демографические проблемы России не имеют простых решений. Для повышения рождаемости потребуется комплекс мер, направленных на повышение качества жизни, улучшение условий для совмещения занятости и воспитания детей, изменение отношения государства, бизнеса и общества к многодетности. Институт демографической политики им. Д.И. Менделеева провел первую конференцию «Демографическая политика современной России: как добиться роста вопреки прогнозам». В ее работе принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и эксперты университета.
Высококвалифицированные специалисты — один из ключевых факторов роста экономики столицы
Растущий спрос экономики Москвы на квалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях, старение трудоспособного населения и повышение возрастной планки выхода молодежи на работу требуют новых подходов к развитию рынка труда в Москве. Об этом рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Мария Багреева на круглом столе XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.
Поисковый запрос: как изучать миграцию с помощью Google-трендов
Число иностранных студентов в России выросло в 6 раз за последние полтора десятилетия, подсчитали эксперты. Многие из тех, кто учится сейчас, хотели бы остаться в стране, выяснили исследователи. Об этом, а также о том, зачем нужно изучать Google-тренды, и многом другом ученые рассказали в своих докладах на секции по проблемам демографии и рынка труда XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Экономисты оценили вклад материнского капитала в повышение рождаемости
Федеральная программа материнского капитала (и ее региональные аналоги) действительно приводит к тому, что семьи чаще и быстрее решаются завести второго ребенка. К такому выводу пришли сотрудники Исследовательской рабочей группы по экономико-математическому моделированию демографических процессов факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Свои результаты они представили на семинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ». Исследование проводилось в рамках гранта РНФ.
Оксана Синявская: система долговременного ухода — императив в условиях старения населения
Одна из главных задач системы долговременного ухода — помочь людям, которые не могут самостоятельно ухаживать за собой, получить доступ к качественным социальным и медицинским услугам. О том, как развивается система долговременного ухода в России, с какими вызовами она сталкивается и какие уроки можно извлечь из зарубежного опыта, рассказала Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики, заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Где в России высокая рождаемость
Рождаемость в стране неоднородна. В одних регионах и муниципалитетах коэффициент суммарной рождаемости очень велик, в других же этот показатель крайне низок. Эти контрасты маркируют разные демографические взгляды населения и динамику территорий, а также степень приверженности традиционным нормам репродуктивного поведения. IQ.HSE изучил текущие тренды по статье демографа Артура Петросяна.
Демография и социальная политика: в Вышке прошли первые чтения памяти А.Г. Вишневского
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Институтом демографии ВШЭ и Международной лабораторией исследований населения и здоровья организовали первые демографические чтения памяти Анатолия Вишневского, первого директора института, профессора ВШЭ. Эксперты обсудили широкий круг тем, в частности то, какой должна быть семейная политика, что поможет изменить ситуацию с низкими доходами и как исправлять провалы рынка и занятости.
«Перепись — это портрет страны, на который мы будем смотреть ближайшие 10 лет»
Всероссийская перепись населения стартовала 15 октября. Почему перепись является одним из важнейших событий в стране, какие демографические и социальные тенденции она может показать и какие неожиданности может принести электронное заполнение анкеты — об этом и многом другом рассказал в интервью директор Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко.