• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр языка и мозга начал сотрудничество с Академией наук Республики Саха

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), Феодосия Габышева, руководитель центра (справа), Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (в центре)

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), Феодосия Габышева, руководитель центра (справа), Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (в центре)
© из личного архива Ольги Драгой

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Академия наук Республики Саха (Якутия) заключили соглашение о партнерстве. Оно открывает новые возможности для исследований малоизученных языков региона и билингвизма. Благодаря современным методам, таким как айтрекинг (технология отслеживания движений и положения глаз) и нейровизуализация, ученые смогут ответить на вопросы о том, как устроен билингвизм на уровне мозга.

Исследователи центра уже несколько лет изучают, как обрабатывается язык у носителей разных языков, включая русский, татарский, узбекский, а также адыгейский и другие малоизученные языки России и ближнего зарубежья. Соглашение с Академией наук Республики Саха предполагает совместные исследования в полевых условиях, обмен знаниями и запуск новых научных проектов, связанных с изучением языков региона. 

Якутия — уникальный регион, где есть два государственных языка — русский и якутский, а также ряд официальных языков коренных малочисленных народов Севера, включая эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на якутском языке говорят более 479 тысяч человек.

Одно из направлений совместных исследований ученых Центра языка и мозга и Академии наук Республики Саха — изучение того, как дети и взрослые осваивают и используют разные языки, какие факторы влияют на выбор языка в различных коммуникативных ситуациях и насколько билингвизм изменяет структуру и функции мозга.

Совместно со специалистами из Якутии нейролингвисты Центра языка и мозга планируют изучить, как развивается речь у детей в монолингвальной и билингвальной среде, а также у детей с нарушениями речи. Это поможет понять механизмы формирования языковых навыков и разработать более эффективные подходы к их оценке и коррекции.

Надежда Васильева, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха, отмечает: «Соглашение расширяет наши перспективные научные направления, так как современные нейровизуализационные методы позволят провести более фундаментальные исследования, связанные с механизмами формирования двуязычия. Наше сотрудничество не только укрепит научный потенциал обеих сторон, но и станет основой для разработки методов и технологий развития родных языков и сбалансированного билингвизма. В этом году мы запланировали совместную научную экспедицию, и мы уверены, что партнерство будет успешным и результативным».

Также ученые проанализируют, как билингвы читают и воспринимают текст на своем родном языке, например якутском, и на русском, выявляя особенности работы когнитивных механизмов, участвующих в процессах чтения и понимания. Такие исследования важны для разработки образовательных программ, учитывающих специфику билингвального обучения.

Кроме того, будет вестись работа над созданием цифровых инструментов на якутском языке для оценки речи и когнитивных функций.

Директор Центра языка и мозга Ольга Драгой отметила: «Соглашение открывает новые возможности для изучения языковых процессов в уникальном культурном контексте Якутии. Мы уверены, что совместные усилия позволят нам не только продвинуться в научных изысканиях, но и внести значимый вклад в сохранение и развитие малоизученных языков региона».

Этот проект станет важным шагом в изучении языкового разнообразия и поддержке билингвизма в России.