Фактчекинг: время постправды требует достоверной информации
В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция по итогам деятельности фактчекинговой платформы «Лапша медиа» и работы по противодействию распространению фейковой информации. Партнером этого проекта является Высшая школа экономики. Старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров принял участие в мероприятии и рассказал об университетской экспертизе в сфере противодействия распространению фейковой информации.
Генеральный директор АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак рассказал о распространении фейков в 2022 году и деятельности фактчекинговой площадки. Объем фейковой информации вырос в 6 раз по сравнению с прошлым годом, а количество уникальных фейков, распространяемых на территории России, в уходящем году превысило 3,7 тысячи, сообщил он. Среди площадок, на которых распространяется недостоверная информация, доминируют отечественные социальные сети. Средняя продолжительность жизни фейка в 2022 году составила 4,7 дня.
Владимир Табак
Пользовательский интерес к тематике фейковой информации увеличился по сравнению с 2021 годом на 68% при общем падении интереса к теме коронавируса. «Это показывает, что пользователи понимают, что время постправды наступило, и их интересует информация, связанная с анализом и опровержением фейков», — сказал Владимир Табак.
Он также отметил, что 64% граждан полагают, что умеют различать фейки. Однако, как показывают исследования, 52% опрошенных экспертов не смогли отличить достоверную информацию от недостоверной. «При этом мы брали фокус-группу журналистов, то есть людей, которые умеют работать с информацией. Это говорит о том, что люди на самом деле не умеют отличать фейковую информацию. Их ложное представление создает высокие риски», — подчеркнул гендиректор АНО «Диалог Регионы».
Старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрей Лавров отметил, что фактчекингом Вышка начала активно заниматься во время эпидемии коронавируса. Противодействие фейкам по теме инфекции стало важной задачей для университета. В партнерстве с АНО «Диалог Регионы» ВШЭ опровергает фейки, связанные с социально-экономической тематикой.
Он рассказал, что во время пандемии Вышка активно развивала собственные медиа и бренд-медиа, которые стали площадкой для прямого диалога с аудиторией. Это позволило под своим собственным именем рассказывать студентам, сотрудникам и даже людям за стенами университета настоящие факты о коронавирусе. Сейчас совокупная аудитория медиа Высшей школы экономики составляет более полумиллиона человек.
Андрей Лавров
Работа в этом направлении является важной частью третьей миссии университета. «Третья миссия — это ответственность университета перед обществом. Ответственность нас за качество жизни людей в стране. Мы понимаем, что тот объем и поток дезинформации, который мы фиксируем, серьезно сказывается на качестве жизни людей. Поэтому мы здесь, и поэтому мы этим занимаемся. Университет обладает необходимой для этого экспертизой», — подчеркнул Андрей Лавров.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков отметил важность работы по проверке фейков в нынешних условиях и особенно в приграничных регионах. По словам директора Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерины Лариной, в связи с активным распространением недостоверной информации вновь становится актуальным вопрос установления разницы между медиаподобными субъектами и реальными СМИ, так как только последние могут являться достоверным источником информации.
Екатерина Ларина
По ее мнению, именно традиционные крупные СМИ могут стать образцами и флагманами фактчекинга сегодня. «У нас часто путают свободу слова и свободу массовой информации. Это разные вещи. Свобода массовой информации сопряжена с рисками для общества. Именно поэтому в законе о СМИ закреплена ответственность и оговорена недопустимость злоупотребления этой свободой», — отмечает эксперт.
Начальник управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева рассказала о социологии населения относительно фейковой информации и фактчекинга: «40% опрошенных встречают проверенные факты в интернете раз в неделю и чаще, при этом 70% выразили положительное отношение к тому, что был проведен фактчекинг. То есть общество к самому этому процессу относится позитивно». При этом подавляющее большинство опрошенных считают, что регулярно сталкиваются с фейками, и понимают, что сегодня с информацией нужно взаимодействовать аккуратно.
Татьяна Матвеева
Татьяна Матвеева также отметила, что очень важна работа по развитию навыков информационной гигиены общества. Это поможет людям понимать и трезво оценивать то, что они читают, пропуская это через критическое мышление. «Безусловно, такие проекты, как делает Высшая школа экономики, сейчас должны развиваться. Правильно, чтобы эти проекты вышли в жизнь других институтов, затрагивали большое сообщество. Это будет приносить обществу явную пользу», — подчеркнула Татьяна Матвеева.
Проект «Лапша медиа» был запущен в 2022 году. Фактчекинговый сервис включает возможность отправки информации на проверку, базу фейков и образовательный контент. С начала года пользователи отправили более 83 тысяч обращений, а общее число подписчиков составляет более полумиллиона человек. Высшая школа экономики присоединилась к работе платформы в сентябре этого года. С проверкой, выполненной экспертами Вышки, и примерами разбора недостоверной информации можно ознакомиться в разделе «Экспертиза» на портале Высшей школы экономики и экспертном телеграм-канале «Для понимания», а также на сайте lapsha.media и в социальных сетях «Лапши».
Вам также может быть интересно:
ИИ поможет делать фактчекинг: ученые ВШЭ упростили процесс верификации информации
В Центре ИИ НИУ ВШЭ разработали ассистента по проверке фактов. Программа позволит повысить качество работы с информацией, уменьшить риски ошибок и предубеждений, а также экономить время и ресурсы. Важным преимуществом программы является ее способность работать с различными типами утверждений.
Высшая школа экономики и АНО «Диалог Регионы» запускают совместный проект по фактчекингу
Искажение фактов, измененные цитаты и вырванные из контекста слова стали постоянным явлением в информпространстве. НИУ ВШЭ запускает совместный с АНО «Диалог Регионы» проект в рамках фактчекинговой платформы «Лапша». Специалисты НИУ ВШЭ будут проводить проверку достоверности распространяемой в соцсетях информации, заниматься поиском интересных примеров заведомо ложных сообщений и информировать читателей о техниках фактчекинга.