• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для пытливых и неленивых

16 ноября в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ прошла ежегодная церемония, на которой отмечаются и приветствуются студенты — наиболее активные слушатели факультативов Института.

Уже давно ни у кого не вызывает удивления наличие в расписании студентов Высшей школы экономики таких курсов, как «История западноевропейской музыки: от Баха до Шенберга. Опыт философского анализа и рационального восприятия», «Литературная классика в театре и кино» и многих других. И все это — факультативы Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ имени А.В.Полетаева.

О том, какие курсы были запущены в этом году, кто и почему приходит на гуманитарные факультативы, рассказывает ответственный за их организацию старший научный сотрудник ИГИТИ ГУ-ВШЭ Борис Степанов. Также свои комментарии дали наиболее активные слушатели 2008–2010 годов Мария Вагина, Зоя Перлова, Сергей Любимов, Алина Волынская, Екатерина Федорова.

— Борис Евгеньевич, каждый год в списке факультативов появляются новые уникальные авторские курсы. Что вы приготовили слушателям в этом году?

Борис Степанов
Борис Степанов
— В формировании программы мы делаем ставку на относительно устойчивый костяк уже курсов, заслуживших популярность у наших студентов, это занятия, посвященные театру, кино, музыке и другим культурным практикам. Но мы стараемся найти уникальные авторские курсы, послушать которые можно только в рамках нашей программы. К примеру, в этом году наш список пополнился курсом Екатерины Лапиной-Кратасюк о новейших культурных тенденциях, связанных  с распространением новых медиа и формированием сетевых сообществ, а также факультативом с необычным названием «Сюжетика», где студенты могут получить первые уроки литературного мастерства у писателя Олега Кузницына. Я не буду останавливаться подробно на описании всех наших курсов (информация размещена на странице факультативов), и, как мне кажется, Программа общеуниверситетских факультативов ИГИТИ уже не нуждается в представлении: она известна не только в стенах Высшей школы экономики, но и за их пределами. Ежегодно на курсы, посещение которых является открытым, записывается несколько десятков  студентов из других вузов Москвы.

— Кого вы считаете адресатом, на кого ориентирована Программа?

— Мы испытываем большое удовлетворение как от того, что занятия наших курсов становятся местом встречи студентов разных факультетов, так и от того, что есть студенты, которые активно посещают по 2–3, а то и по 4–5 наших курсов ежегодно и благодаря этому оказываются главными адресатами нашей работы. По складывающейся традиции каждую осень на первом научном семинаре ИГИТИ мы отмечаем и приветствуем наиболее активных слушателей. В этом году на семинаре, состоявшемся 16 ноября, мы награждали в этом качестве студенток отделения культурологии ВШЭ Марию Вагину и Алину Волынскую, студента философского факультета Вышки Сергея Любимова и студентку факультета права Высшей школы экономики Елену Федорову.

Корреспондент новостной службы портала попросил студентов, награжденных за активное участие в программе гуманитарных факультативов ИГИТИ, рассказать о своих впечатлениях и ответить на два вопроса: «Чем лично вас привлекли факультативные гуманитарные курсы?» и «Какой из курсов ИГИТИ вам больше всего запомнился и чем?».

Елена Федорова, студентка 5 курса факультета права ГУ-ВШЭ:

Елена Федорова
Елена Федорова
— По моему мнению, гуманитарные факультативы помогают, по крайней мере, расширить кругозор. Дело в том, что замыкаясь в рамках своей профессии, люди часто перестают замечать, сколько всего интересного и непознанного нас окружает. А если повезет, то факультативы позволят найти увлечение на всю жизнь. Меня всегда интересовало искусство, но в качестве профессии я решила выбрать юриспруденцию. С помощью гуманитарных факультативов я смогла на высоком уровне изучать всегда интересовавшие меня предметы. За годы учебы в Высшей школе экономики я посетила десять факультативов. Каждый из них был особенным и неповторимым и чем-то мне запомнился. Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что факультативы ИГИТИ отличает особая заинтересованность и даже страсть преподавателей по отношению к своему предмету. Многие из предложенных курсов дополняют друг друга, существуют целые циклы, некоторые авторы курсов определяют их содержание с учетом предпочтений своих постоянных студентов. Что касается меня, больше всего интересен театр (как теория, так и практика), поэтому наиболее познавательными и увлекательными для меня были курсы Ольги Олеговны Рогинской — человека с глубокими и разносторонними знаниями, увлеченного, отзывчивого и уделяющего внимание каждому студенту. Также хочется отметить Татьяну Юрьевну Дашкову, Оксану Вячеславовну Гавришину, Наталью Владимировну Самутину, Елену Владимировну Петровскую. Всех этих педагогов отличают необычные методики, интересные задания и формы работы.

Алина Волынская, студентка 3 курса отделения культурологи ГУ-ВШЭ:

Алина Волынская
Алина Волынская
— Я учусь на отделении культурологии, поэтому по своей сути факультативные курсы ИГИТИ для меня мало чем отличаются от профильных предметов. В какой-то момент курс «Театр как система» вообще был для меня основополагающим — я писала курсовую работу, посвященную театральному движению «Новая драма». Этот курс научил меня тому, как можно смотреть спектакль, что в нем можно и нужно видеть, какие смыслы считывать — это, конечно, дело субъективное, но здесь есть и объективные механизмы восприятия театрального сюжета, специфической формы его преподнесения. Опыт анализа спектакля оказался для меня очень ценным — он во многом помог мне анализировать тексты, писать рецензии. Это невероятно ценный опыт для меня. Если говорить о факультативах вообще, то особенно важной мне кажется возможность выбора: на эти курсы не будешь ходить просто потому, что так надо. Это осознанный выбор.

Мария Вагина, студентка 3 курса отделения культурологи ГУ-ВШЭ:

Мария Вагина
Мария Вагина
— Прежде всего, факультативы — это интересно и познавательно. Преподаватели владеют таким материалом, который тебе никогда и нигде больше не дадут. У тебя есть возможность пойти на те курсы, которые действительно интересны: о советской эпохе — пожалуйста, есть факультатив Татьяны Дашковой. Кому-то интересен театр, — вас просветит Ольга Рогинская, музыка — отправьтесь на курс Татьяны Сидориной и Игоря Карпинского. Вас действительно задевает политика, и вы думаете, что она пронизывает все, что нас окружает — тогда вам нужно на факультатив Бориса Степанова. Вы хотите научиться писать учебные и научные работы — есть курс по академическому письму. Выбор и самостоятельность — это самое важное в образовательном процессе.

Жаль, что иногда нет возможности посещать нужный курс. В прошлом году, например, меня чуть ли не каждый вечер встречал папа у метро, потому что факультативы всегда идут поздно. Меня очень интересует изучение современной культуры, но на факультатив Натальи Владимировны Самутиной по кино я не смогла попасть, хотя и очень хотела: занятия проходили до девяти часов вечера на Кочновском, а оттуда мне домой добираться еще часа полтора-два. В общем, на факультативы ходят очень увлеченные, пытливые и неленивые студенты. А таких много. Гуманитарные курсы ИГИТИ — возможность общаться с умными людьми, которые учатся на других факультетах, но без общеуниверситетских факультативов ты бы с ними никогда не встретился. На этих курсах я получаю такую информацию, которую в книгах найти не могу, потому что преподаватели еще и исследователи, они создают научное знание.

Три последние года я посещала факультатив по театру, проводимый Рогинской. Вместе мы ходили в театр: благодаря содействию Ольги Олеговны мы побывали на многих спектаклях, на которые сложно попасть. Потом мы писали рецензии, на этом факультативе я научилась грамотно выражать свои мысли, что всегда полезно для дальнейшей работы.

Также мне запомнился курс Молодова, магистра теологии, на который я ходила несколько лет подряд. Евгений Альбертович читает увлекательные лекции по богословию, рассказывает о традиционных подходах к изучению Библии, знакомит нас с критическими взглядами, а вместе мы пытаемся рационально рассуждать над текстами. Это очень полезное знание и умение, поскольку обычно религиозные представления предлагаются в наставительном ключе, а здесь преподаватель смог достичь того, что студенты осмысляют материал критически.

Сергей Любимов, студент 2 курса факультета философии ГУ-ВШЭ:

Сергей Любимов
Сергей Любимов
— Многие мои сокурсники считают, что если взять дополнительный к учебному плану факультатив — это значит взять дополнительную нагрузку, что, в свою очередь,  является риском «завалить» обязательные предметы. На мой взгляд, все совсем не так. Ведь если ты гуманитарий, а это именно мой случай, то каким же образом может дополнительный гуманитарный предмет нанести урон успеваемости? Что касается меня, то я убедился в том, что каждый такой факультатив помогает лучше понять те дисциплины, которые являются для нас обязательными. Более того, будь у меня возможность, я бы с радостью взял бы еще факультатив. Конечно, необходимо несколько больше заниматься. Но я отношу это к вынужденным издержкам. При этом я не хочу сказать, что факультативы ИГИТИ следует посещать только гуманитариям. По-моему, если ты изучаешь экономику или математику, то интересно узнавать что-то новое в любой сфере. Так что не бойтесь взять на себя дополнительную нагрузку, в итоге это принесет лишь пользу.

Мне особенно запомнился курс «Библейский взгляд на предназначение и судьбу человека», который в прошлом году читал Евгений Альбертович Молодов. Мы обсуждали именно те темы, которые были для меня интересны. На тот момент я был первокурсником, и мы как раз проходили по одному из обязательных предметов средневековые христианские учения. На этом факультативе я смог лучше изучить материал, узнал много нового и уже в этом году записался на продолжение — «Мистику крови в Евангелии от Иоанна». Надеюсь, что этот факультатив будет не менее интересным, чем предыдущий.

Борис Степанов, старший научный сотрудник ИГИТИ ГУ-ВШЭ:

— В качестве комментария к высказываниям ребят я хотел бы сказать, что мы принимаем не только похвалы, но и справедливые замечания. Некоторым оправданием для нас служит то, что, не будучи вписанными в учебные планы факультетов, мы работаем в довольно сложных условиях. Университет сейчас интенсивно развивается, и мы не менее, а может и более, чем все остальные, испытываем разного рода «трудности роста», связанные с дефицитом аудиторий, техники и тому подобными сложностями. Поэтому мы особенно благодарны всем сотрудникам деканатов, а также методических, организационных и технических подразделений Вышки, которые по мере своих возможностей помогают нам.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартовал новый сезон GR-факультатива

В Вышке состоялось открытие факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ. На протяжении нового учебного года слушатели посетят мастер-классы, которые станут площадкой для обмена опытом между студентами, аспирантами, научными сотрудниками и лидерами российского бизнеса, а также представителями органов государственной власти. По завершении участники смогут представить комиссии собственные проекты.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.

Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы

В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере

С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.

12

факультативов предлагает ИГИТИ на 2014-2015 учебный год. Запись открыта до 18 октября. Факультативы бесплатные, посещать их могут не только студенты и сотрудники Вышки, но и все желающие.

Филологи Вышки занялись культуромикой

Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.

Инновации: новый общеуниверситетский факультатив

В апреле в Высшей школе экономики начинает работу новый общеуниверситетский факультатив «Социально-экономический анализ науки, технологий и инноваций», который будет читаться на английском языке ведущими зарубежными профессорами ВШЭ, а также рядом приглашенных специалистов. Подробнее об учебном курсе, его структуре и особенностях рассказывает один из его авторов, заместитель заведующего Лабораторией исследований науки и технологий ВШЭ Дирк Майснер.

Выходя за пределы отдельной науки

7 февраля в НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение двух книг, изданных в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований к юбилею директора института, ординарного профессора ВШЭ Ирины Савельевой.

Журнал «Социологическое обозрение», №1-2, 2011

Вышел новый номер журнала «Социологическое обозрение» (№1-2, 2011), издаваемого Центром фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ..

Предпринимателями не рождаются, но это не проблема

До 22 июня включительно студенты первых курсов бакалавриата Высшей школы экономики могут записаться на новый общеуниверситетский факультатив «Основы инновационного предпринимательства», который открывается в 2011/2012 учебном году в Институте менеджмента инноваций ВШЭ.