• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В погоне за научными свершениями вузы не должны забывать о студентах

15-17 мая в НИУ ВШЭ прошла вторая конференция международного университетского консорциума SERU (Student experience in the research university), посвященная проблемам образовательной среды современных исследовательских университетов.

В конце 1990-х годов группа ученых из Калифорнийского университета Беркли (США) пришла к выводу, что современные вузы, сосредоточившись на научных исследованиях, совсем забыли о студентах. Для изучения проблем студенчества по их инициативе стали проводиться регулярные исследования среди студентов в вузах Калифорнии, а затем, в 2008 году, был основан консорциум Student experience in the research university. Сейчас он объединяет несколько десятков крупнейших вузов Западной Европы, США, Бразилии, Китая, Южной Африки и России. В нашей стране единственным членом консорциума пока является Высшая школа экономики.

Первая конференция консорциума прошла в Беркли, вторую решили провести за пределами США — в Москве. Организаторами выступили Институт образования ВШЭ, Центр внутреннего мониторинга ВШЭ, Центр исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли и компания «i-graduate». По словам руководителя программного комитета конференции Джона Дугласса, старшего исследователя Калифорнийского университета в Беркли, ВШЭ была выбрана в качестве площадки для этой встречи, поскольку активно участвует в исследованиях, которые проводит консорциум. Кроме того, консорциум SERU заинтересован в сотрудничестве с российскими вузами и надеется найти новых партнеров с помощью ВШЭ.

В других странах среди студентов резко возросла доля выходцев из сельской местности. И везде вузы с трудом решают задачу обучения представителей таких социальных слоев — доходит до того, что студенты приходят на занятия в спортивных костюмах и лузгают семечки

Во второй конференции приняли участие более 60 человек из России, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, Нидерландов, Великобритании, США, Чили и Японии. Основной темой было развитие исследовательских университетов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Кроме того, обсуждались такие темы, как изменения в системе высшего образования стран БРИКС, вовлечение студентов в исследовательскую работу, роль современных технологий в университетском образовании, потребности слушателей магистерских, аспирантских программ и другое.

По мнению научного руководителя Центра внутреннего мониторинга ВШЭ Игоря Чирикова, высшее образование стран БРИКС столкнулось со сходными вызовами. Главным из них является взрывной рост количества студентов. Во многие университеты пришли студенты, родители которых не имеют высшего, а то и общего образования. Так, в ЮАР социально-экономическое расслоение всегда было связано с расовыми характеристиками, а сейчас в университетах появилось заметное количество чернокожих студентов. В других странах среди студентов резко возросла доля выходцев из сельской местности. И везде вузы с трудом решают задачу обучения представителей таких социальных слоев — доходит до того, что студенты приходят на занятия в спортивных костюмах и лузгают семечки.

Еще одна важная проблема заключается в поиске институциональных решений для повышения мотивации студентов к обучению. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, исследовательский университет должен не просто дать студенту профессию, но и помочь обрести призвание. В Массачусетский технологический институт скорее пойдет человек, который хочет научиться осуществлять управляемую ядерную реакцию, а не просто много зарабатывать. Однако как помочь ему отыскать свое призвание — вопрос открытый.

Исследование Джона Дугласса показывает, что участие студентов в научной работе дает значимые позитивные эффекты для них самих, а значит, следует совершенствовать механизмы их вовлеченности в исследования

В исследовательских университетах преподаватели, всерьез занимающиеся наукой, зачастую воспринимают студентов как досадную помеху, от которой нужно поскорее избавиться и обратиться к научным свершениям. При этом именно в исследовательских университетах участию студентов в научной работе должно уделяться особое внимание — по крайней мере, на уровне деклараций это делается. Исследование Джона Дугласса показывает, что участие студентов в научной работе дает значимые позитивные эффекты для них самих, а значит, следует совершенствовать механизмы их вовлеченности в исследования.

Одна из особенностей второй конференции SERU — дискуссия с участием студентов. Девиз SERU — «Каждый студент имеет голос, и голос каждого будет услышан», поэтому организаторы решили внести такое новшество в регламент. В одной из секций конференции, посвященной массовым открытым онлайн курсам (MOOCs) и IT-технологиям в высшем образовании, приняли участие студенты факультета бизнес-информатики ВШЭ. Дискуссия между студентами и исследователями показала, что, несмотря на серьезные ожидания, связанные с технологическими новинками, традиционные формы личного общения студентов и преподавателей остаются крайне востребованными. Вероятно, будущее образовательного процесса за формами, где онлайн и оффлайн обучение взаимодополняют друг друга.

В ближайшее время участниками консорциума SERU станут еще несколько вузов из разных стран, в том числе, возможно, из России. Высшая школа экономики и Калифорнийский университет в Беркли договорились о более тесном партнерстве. Оно предусматривает участие представителей НИУ ВШЭ в управлении деятельностью консорциума SERU, координации его работы, организации сравнительных межвузовских исследований. Это еще один из многих шагов в направлении более активной международной деятельности университета.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Дарьи Дрожжиной

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Высшая школа экономики и АСИ исследовали дружелюбную образовательную среду в школах

Институт образования и Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ провели по заказу Агентства стратегических инициатив исследование, направленное на анализ актуального состояния и перспектив создания специальных условий обучения, в первую очередь — дружелюбной образовательной среды, для детей с особыми запросами. Исследование проводилось в рамках программы АСИ «Школа для каждого», которая является частью Национальной социальной инициативы (НСИ). Результаты исследования специалисты ВШЭ презентовали на онлайн-встрече 12 октября 2022 года.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.