От переподготовки к мультиквалификации: что ждет дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) перестало быть «приложением» и постепенно становится одним из ключевых инструментов кадровой политики. Эксперты убеждены, что пора признать его элементом основных образовательных траекторий и встроить в вузовскую систему. Как развивать и регулировать эту сферу, обсудили на Национальном форуме ДПО, который проходит сейчас в НИУ ВШЭ.
Заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думе по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования было посвящено государственной политике и стратегии развития сферы ДПО. Модераторами выступили научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов и заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.

«Дополнительное профессиональное образование в последние годы все больше и больше становится инструментом оперативной настройки компетенций не только учащихся университетов, тех, кто приходит на курсы ДПО, но и для решения больших задач государственной политики», — отметил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, открывая заседание. По его словам, в госпрограмме «Развитие образования» до 2030 года ДПО уже закреплено как важный элемент кадровой политики — от подготовки специалистов до быстрого повышения квалификации под задачи государственной повестки.

По мнению заместителя начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлии Линской, уже уместно обсуждать полноценное включение программ ДПО в основные образовательные программы вузов. Дополнительные квалификации могут формироваться через учебные модули, сетевые программы с другими вузами, практики у работодателей или совместные образовательные проекты, считает она. Такой подход, уверена Юлия Линская, «значительно расширит возможности профессиональной реализации выпускников и повысит эффективность системы в целом».
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Ксения Горячева напомнила, что тема ДПО часто является предметом экспертного обсуждения, но вопросов меньше не становится. «Было бы здорово услышать новые подходы, новые концепции», — отметила она.

По словам проректора по развитию дополнительного образования и директора Института дистанционного образования Томского государственного университета Михаила Шепеля, пока «ДПО остается чем-то дополнительным относительно основных программ, мы упираемся в перегруженность преподавателей, нехватку времени у студентов и отсутствие стимулов». Между тем задачи реального сектора требуют другого масштаба.
Он представил несколько моделей интеграции ДПО в основное образование, которые уже тестируются в университете. Среди них наиболее перспективной ему кажется модель «максимального перезачета дисциплин, где программы ДПО соотносятся с несколькими вузовскими программами сразу». Это снимет нагрузку с вузов и сделает ДПО частью единой системы подготовки.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подчеркнула, что ДПО становится ключевым инструментом для решения задач, связанных с подготовкой специалистов по ИИ, цифровым технологиям, инженерным профессиям, и система требует бережного, но серьезного обновления. Она также отметила рост ниши для ДПО в проектах вроде «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы». Но, по ее словам, «появились недобросовестные игроки, которые предлагают программы за смешные деньги».
Евгений Сжёнов и Илья Коршунов представили результаты исследования НИУ ВШЭ, в котором приняли участие более тысячи представителей вузов, проектных офисов и научно-педагогического сообщества. Главный вывод работы: программы профессиональной переподготовки и магистратуры не конкурируют, а выполняют разные функции.
«Если у человека риск увольнения или смены работы, 67% выбирают профессиональную переподготовку и только 9% идут в магистратуру. Для критических ситуаций ДПО оказывается незаменимым», — рассказал Илья Коршунов.
Магистратура привлекательна статусом и стабильностью стандартов. Переподготовка — гибкостью, скоростью, доступностью и практической направленностью.

«64% опрошенных считают, что магистратура и переподготовка преследуют разные цели и дают разные результаты. Это не конкуренты, а взаимодополняющие инструменты», — подчеркнул Евгений Сжёнов.
Проректор Президентской академии Алексей Колесников отметил, что главное различие между переподготовкой и магистратурой — в регулировании, а не в содержании. «Программы переподготовки часто по глубине и набору компетенций вполне конкурируют с магистратурами. Но ими легче управлять: быстрее обновлять, быстрее адаптировать под потребности рынка», — сказал он.

Доцент департамента правового регулирования бизнеса факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Кайсин предложил типологизировать программы ДПО не по длительности, а по целям, например: ознакомительные, поддерживающие квалификацию, подтверждающие квалификацию и дающие новую.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина привела в пример опыт массового обучения операторов беспилотных авиационных систем. Эта отрасль быстро растет, и лицензии получают буквально все подряд. Она также отметила, что многие компетенции формируются в реальной профессиональной или военной деятельности и что система ДПО должна уметь их признавать.

Маргарита Стоянова, директор Центра дополнительного образования МГТУ имени Н.Э. Баумана, подчеркнула, что техническим вузам важна подготовка команд с соответствующими компетенциями: работодатели готовы платить не просто за отдельного специалиста, а за командные компетенции и готовые проектные решения. «ДПО для нас не только инструмент повышения компетенций студентов, школьников, но инструмент долгого скрининга», — поделилась она.
Председатель правления Национальной платформы «Открытое образование», директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В. Ломоносова Денис Янышев в свою очередь подчеркнул роль ДПО в цифровизации. «Система ДПО максимально сейчас в себя впитывает всё технологическое и достаточно оперативно реагирует на вызовы рынка», — сказал он.
Руководитель управления образовательной деятельности Российского общества «Знание» Александра Буйчик представила платформу «Знание.Академия». Это просветительская среда с широким спектром онлайн-курсов. У платформы три ключевые аудитории: педагоги, госслужащие, а также родители и широкая публика. Она предложила вузам рассматривать сотрудничество с платформой как способ добавлять в свои программы качественный контент.
Алёна Миночкина, руководитель направления по работе с государственным сектором школы «Алгоритмика», и Ирина Гордина, заместитель генерального директора компании CUSTIS, выступили с практическими кейсами цифровой адаптивности. Платформенные решения позволяют сократить часы обучения за счет входного тестирования и адаптивного обучения, что экономит и время слушателя, и деньги работодателя. «Давайте меньше мерить в часах и больше — в результатах», — призвала Ирина Гордина.
Еще один важный аспект затронул Юрий Хухашвили, генеральный директор компании «ЦИНТЕРА» и основатель образовательной коммуникационной среды «ЯВШКОЛЕ.ОНЛАЙН». «ДПО должно быть доступным. Гибридный формат — это не роскошь, а необходимость. Люди учатся после работы, по дороге, в окнах между совещаниями. Это должно быть реализовано технически — без того, чтобы каждый преподаватель вручную включал камеры и загружал записи», — заключил он.
Также в рамках Национального форума ДПО прошел круглый стол при поддержке Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития системы профессиональных квалификаций.

Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ профессор Дмитрий Кузнецов отметил, что «в этом году можно смело отмечать 30-летие создания дополнительного профессионального образования». За последние десять лет в системе профессиональной переподготовки прошли обучение более 7 млн человек. «Последние два года мы превышаем 1 млн человек в год, которые проходят программы профессиональной переподготовки. Это в большинстве своем управленческие, инженерные, высококвалифицированные кадры», — сказал он. Все, кто идет на ДПО, — это люди, которые нацелены не столько на смену профессии, сколько на достижение более высокого уровня квалификации по своей профессии, считает Дмитрий Кузнецов. По его словам, сейчас в связи с появлением недобросовестных организаций, занимающихся ДПО, нужно «создавать механизмы самоочищения, иначе государство нас очистит».

Директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов опасается, что вслед за попыткой отменить диплом о переподготовке программу MBA попробуют сделать одногодичной магистратурой. Но MBA «без пяти, на крайний случай — трех лет стажа практической работы в бизнесе — это нонсенс», уверен он. «Программа MBA — это организация обмена опытом между людьми в области бизнеса, которую организует преподаватель-практик, зачастую тренер или коуч. То есть у нее своя специфика, программы меняются мгновенно», — рассказал он. В целом эксперт согласен с тем, что регулирование на рынке ДПО нужно, но бизнес-образование в этом случае может трансформироваться.
Научный руководитель Высшей школы юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ ВШЭ Владимир Буренин считает, что нужно взять все «самое здоровое и самое разумное» из прошлого и настоящего системы ДПО и вывести его на «новое качество, которое потребуется на ближайшую и дальнюю перспективу». В частности, нельзя забывать и о богатейшем опыте становления системы ДПО, накопленном в Советском Союзе, где искали «решения точно таких же проблем», отметил он.
По словам Андрея Коляды, ректора Евразийской школы менеджмента и администрирования (EMAS), регулирование на рынке ДПО необходимо, потому что «много людей продают дипломы за деньги, по сути занимаясь жульничеством».

Директор Института кадрового администрирования ВШЮА НИУ ВШЭ Алексей Акимов рассказал, что он долгое время работал в кадровой сфере, где очень часто, когда рассматривают конкретное решение о приеме на работу или назначении на должность, смотрят не на квалификацию, а на учебное заведение, диплом которого представляет кандидат.
Заведующая Лабораторией образовательных и проектных решений для ДПО НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала, что в Вышке перед тем, как создать образовательные решения для ДПО, «сначала смотрят рынки и ищут рыночные ниши, куда можно было бы выходить с новыми программами». В основном сейчас это кросс-навыковые, проектно-ориентированные программы по абсолютно новым профессиям. «Сейчас мы видим огромное количество не просто нерелевантных программ по тем или иным специальностям или направлениям деятельности, мы видим откровенную профанацию в тех программах, которые дают дипломы профессиональной переподготовки, — говорит эксперт. — Есть профессиональные сообщества, которые очень тщательно относятся к тем программам, которые выходят. И мне кажется, что мы сможем достичь оптимальной ситуации на рынке только в том случае, если основное участие будут принимать профессиональные сообщества, но также будет рамочное государственное регулирование», — заключила она.
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики
Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.


