• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

© Высшая школа экономики

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.

Образование — один из ключевых факторов устойчивого развития, социального равенства и технологического прогресса. В условиях глобальной трансформации к образовательной повестке все чаще обращаются как к инструменту формирования будущего. В этом контексте особенно важно понимать, как выстраиваются национальные системы образования в странах с разным историческим и культурным опытом и традициями, но схожими масштабами и амбициями. К числу таких стран относятся государства БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, — чье влияние на глобальную образовательную повестку продолжает расти.

Материал, представленный в новом аналитическом докладе, подготовленном Экспертным советом БРИКС — Россия совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, позволяет проследить, как страны БРИКС по-разному решают общие задачи — от выравнивания доступа к школьному образованию до внедрения цифровых решений, от борьбы с оттоком учителей до поддержки инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога. Наряду с этим поднимаются вопросы устойчивости образовательной инфраструктуры и роли школ в обеспечении социальной сплоченности.

Отдельное внимание уделяется тому, как государства формируют собственные стратегические приоритеты, не прибегая к механическому заимствованию внешних моделей. Так, в Индии идет поиск баланса между современными требованиями рынка труда и традициями ведического знания, в Южной Африке образовательная политика направлена на преодоление последствий сегрегации, в Бразилии — на признание многообразия как ценности, в Китае и России — на выравнивание условий и повышение доступности качественного образования в отдаленных регионах.

Содержание исследования подчеркивает, что образовательные системы стран БРИКС развиваются не вопреки различиям, а благодаря им. Разнообразие становится точкой роста, основой для создания гибких, устойчивых и справедливых моделей образования. Этот опыт может быть полезен не только государствам БРИКС, но и широкому кругу стран, заинтересованных в переосмыслении подходов к школьному образованию с учетом социальных, культурных и институциональных реалий.

© Высшая школа экономики

Системы школьного образования стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) занимают около трети глобального образовательного пространства. В этой инфографике представлены масштабы и особенности школьного образования в странах объединения. Инфографика построена по принципу описания, но не сравнения. В инфографике акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: 1) социально-экономический и демографический контекст стран и 2) структура их образовательных систем. Представленные данные подчеркивают как разнообразие контекстов внутри систем стран БРИКС, так и общие основания, позволяющие найти точки для обмена опытом и агрегации идей, направленных на преодоление общих для систем этих стран вызовов.

Виктория Панова

«В докладе рассматриваются уникальные особенности систем образования БРИКС, — отметила Виктория Панова, проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия. — Такие всесторонние и комплексные исследования позволяют нам находить пути решения насущных проблем, а также обмениваться передовым опытом и развивать партнерство в сфере образования. Именно в этой области разнообразие стран БРИКС проявляется как огромное конкурентное преимущество. БРИКС способен аккумулировать уникальную образовательную политику, опыт и авангардные идеи стран, представляющих мировое большинство».

Иван Иванов

«Настоящий доклад является первым международным исследованием о состоянии и развитии систем общего образования в странах БРИКС, — пояснил Иван Иванов, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. — В нем подчеркивается необходимость адаптации политики в области образования к локальному контексту при одновременных поддержке и развитии инклюзивности школьных систем. Страны БРИКС играют важную роль в глобальном образовании и обладают схожими характеристиками, сформированными уникальными социально-экономическими и культурными условиями».

Лисел Эберсон

«Привлечение ученых из стран БРИКС для подготовки данного доклада стало залогом успеха проведенного исследования, — говорит Лисел Эберсон, директор Центра по изучению устойчивости Университета Претории (ЮАР). — В докладе представлены убедительные доказательства того, что каждая страна может пойти по пути реагирования на определенные мегатренды таким образом, чтобы обеспечить позитивное обучение и благополучие. Контекстуальные и культурные перспективы стран БРИКС, представленные в докладе, служат примером того, как можно обеспечить образовательные практики со смыслом в аналогичных развивающихся экономиках, а также в странах с низким и средним уровнем дохода».

Вандана Саксена

«Разнообразие — ключевая характеристика стран БРИКС, — считает Вандана Саксена, профессор Делийского университета (Индия). — Это признается на уровне национальных образовательных политик и реализуемых системных мер, которые направлены на расширение возможностей каждого гражданина. Важнейшим вызовом для систем образования и одновременно ресурсом развития являются разнообразие территорий, неравномерное распределение населения, диспропорции города и села, а также культурные традиции. Тем не менее мы видим благодаря этому исследованию, что правительства и системы образования в каждой из этих стран признают ключевую роль образования в трансформации жизни граждан и постоянно стремятся к повышению качества образования, критически оценивая значение поддержки языкового, этнического, религиозного разнообразия и их пересечений с гендером, классом и инвалидностью».

Вам также может быть интересно:

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований

Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение

Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.

НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом

21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.

НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае

В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.

«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»

Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.

Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира

Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.

Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»

С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации

Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.

Центр языка и мозга провел первое полевое нейролингвистическое исследование чтения на якутском языке

В июле команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с Центром изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) организовала в селе Чурапча первую в истории нейролингвистическую экспедицию по исследованию чтения на якутском языке с использованием метода электроэнцефалографии (ЭЭГ). В ходе двухнедельной работы впервые были собраны ЭЭГ-данные 43 взрослых участников, а также поведенческие данные 40 детей.