• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

Эксперты НИУ ВШЭ оценили «стоимость» вариантов развития законодательства о цифровых платформах и предложили оптимум

© www.freepik.com

Рост цифровых платформ — явление, опережающее свое регулирование не только в России, но и в мире в целом. При этом на сегодняшний день в зарубежном опыте еще не сформировалась полезная практика — сперва рассчитывать эффекты от регуляторных сценариев, а потом принимать решения. Эксперты НИУ ВШЭ предложили параметры оптимальной нормативной рамки и оценили экономические эффекты деятельности цифровых платформ в России в разных вариантах регулирования.

Результаты исследования изложены в статье «Вклад цифровых платформ в развитие российской экономики: моделирование эффектов регулирования», опубликованной в журнале «Вопросы экономикм». Авторы работы научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, проректор, профессор факультета права Алексей Кошель, директор Института «Центр развития» Наталья Акиндинова и преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук Екатерина Кручинская.

В статье отмечается, что, например, в Канаде платформенные отношения признаются трудовыми. Государственное регулирование обязывает платформы обеспечивать минимальную почасовую оплату труда и компенсировать транспортные расходы работников через установление минимальной надбавки за пройденное расстояние. Кроме того, платформы обязаны соблюдать определенные требования, включая обеспечение минимальных стандартов занятости, предоставление компенсаций и гарантий безопасных условий труда. В Китае практикуются достаточно значимые штрафы для платформ в случае несоблюдения антимонопольного законодательства. Анализ ситуации вокруг Alibaba в Китае служит показательным примером потенциальных негативных последствий чрезмерно строгого государственного регулирования цифровых платформ. В частности, значительный антимонопольный штраф, наложенный на компанию (в размере 4% от годового дохода), последовал за ограничением конкуренции. Вместо желаемого сдерживания монополистической практики, подобные ограничительные меры могут подтолкнуть платформу к компенсационным стратегиям, таким как увеличение комиссионных сборов и ужесточение условий доступа для участников. В итоге это может привести к снижению потребительской активности и, в долгосрочной перспективе, нанести ущерб всей цифровой экосистеме. Данный прецедент подчеркивает необходимость тонкого баланса между регулированием цифровых гигантов и поддержанием здоровой конкуренции и инноваций.

Европейское регулирование цифровых платформ, несмотря на декларируемую приверженность к сбалансированному подходу, в реальности создает ситуацию, характеризующуюся повышенными рисками, обусловленными доминированием транснациональных корпораций в цифровом пространстве и недостаточным вниманием к экономическим последствиям ограничительных мер. Законодательные акты, такие как Директива 2000/31/EC об электронной торговле, которая ранее служила основой регулирования, но признана недостаточной в текущих условиях, и более современные GDPR (Общий регламент по защите данных), DMA (Закон о цифровых рынках) и DSA (Закон о цифровых услугах), хотя и декларируют стремление к защите прав потребителей, обеспечению конкуренции и контролю за незаконным контентом, по факту ложатся примущественно на плечи неевропейских игроков.

Примером является дело Google Shopping, где Европейская комиссия, руководствуясь статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза, наложила штраф за злоупотребление доминирующим положением. Данное решение, хотя и призвано пресечь недобросовестную конкуренцию, демонстрирует сложность адаптации антимонопольного законодательства к динамично развивающемуся цифровому рынку. Несмотря на признание судом (дело T-612/17) обоснованности обвинений, сам факт разбирательства и необходимость доказывания «теории вреда», подчеркивают потенциальные издержки для компаний, вынужденных тратить ресурсы на соответствие, в то время как европейские конкуренты, не имеющие сопоставимых масштабов, находятся в более выгодном положении.

© www.freepik.com

Более того, принятие DMA и DSA, направленных на регулирование крупных онлайн-платформ, включая вопросы модерации контента, обеспечения взаимодействия и предотвращения недобросовестной практики, подразумевает существенные затраты на соответствие. Эти затраты непропорционально высоки для транснациональных корпораций, в то время как европейские стартапы, имеющие ограниченные ресурсы, могут столкнуться с трудностями в выполнении новых требований. В отсутствие крупных европейских платформ, способных уравновесить влияние транснациональных игроков, эти нормативные акты, даже имея благие намерения, рискуют создать регуляторный барьер, способствующий консолидации рынка и ослаблению конкуренции, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии инноваций и экономической мощи Европейского Союза в долгосрочной перспективе. Таким образом, европейское регулирование, призванное обеспечить справедливую конкуренцию и защиту прав потребителей, фактически создает риски, связанные с чрезмерным давлением на транснациональные платформы и недостаточным учетом экономических последствий этих мер, что является определяющим фактором в формировании структуры цифрового рынка в регионе. Необходимо учитывать, что новые законы и директивы развиваются на базе ранее принятых, и хотя DSA в значительной мере перекрывает действие Директивы 2000/31/EC, последняя все еще имеет значение для понимания эволюции регулирования электронной коммерции.

В связи с тем, что в практике регулирования существует серьезная лакуна не основанных на данных решениях, исследовательской группой НИУ ВШЭ проанализированы возможные «очищенные» эффекты регулирования цифровых платформ в шести разных сценариях без эффекта замещения. При этом «очищенные» эффекты, или результаты без эффекта замещения понимаются как явление, при котором ресурсы, активы или экономическая деятельность, связанные с цифровыми платформами перетекают или перераспределяются внутри экономики в ответ на изменения в регулировании, что ведет к снижению их вклада в ВВП за счет перемещения ресурсов из одних секторов в другие.

Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что достигнутый вклад цифровых платформ в 5,5% ВВП России необходимо сохранить. Государство, создавая необходимые правовые рамки, обязано не допустить радикально жесткого регулирования, способного замедлить их положительный эффект для экономики России, в том числе и за счет ограничения платформенной занятости.

Авторы считают, что сбалансированный подход к регулированию возможен – он не наносит урона экономике, в отличие от жестких регуляторных сценариев. Рассматриваются три направления регулирования, на основании которого проектируются нынешние инициативы в России: ограничения на скидки, сочетание трудовых отношений и самозанятости в вопросах платформенной занятости, контроль качества продукции и добросовестная конкуренция.

Наряду с этим впервые в мировой науке исследователи сочетают подходы математического моделирования и экономико-юридического анализа: каждая из выбранных регуляторных мер, имеющая возможность быть выраженными законодательно, находит отражение в параметрах математической модели, с помощью которой прогнозируется чистый вклад платформ в ВВП России до 2028 года. Несмотря на то, что вклад моделируется без эффекта замещения — то есть, только на основании того, что это именно эффекты платформ без учета инфляции, развития других секторов и прочего и поскольку это «черные лебеди», которые в такой спецификации учесть невозможно, авторы приходят к важным выводам. Так, введение даже одной жесткой меры — например, полный запрет на скидки или признание платформенных отношений трудовыми — способно нанести урон платформенной экономике, выраженный в потере примерно 3,8—4,7 п. п. ВВП до 2028 г. без эффекта замещения. При этом сбалансированный сценарий, параметры которого были разработаны авторами, показывает наиболее быструю сходимость (в математическом смысле — равновесие) и импульс роста 3,85 п. п. без эффекта замещения уже в 2025 году.

Екатерина Кручинская

«Авторы исследования принимали активное участие в обсуждении и разработке оптимальных мер регулирования цифровых платформ в 2024-2025 гг. Отметим, что близкий к сбалансированному сценарий реализован во внесенном Правительством РФ в Госдуму законопроекте «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», а также разработанных и внесенных вместе с ним проектов законов-спутников», — рассказала также Екатерина Кручинская.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ представил новый инструмент для оценки потенциальных рисков для территорий

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада по финансовым решениям для климатической адаптации в России. Учитывая, что, по оценкам, каждый градус повышения среднегодовой температуры может привести к негативному эффекту в размере до 3 трлн рублей ежегодно, меры по адаптации сейчас необходимы, считают эксперты. На презентации ученые НИУ ВШЭ представили цифровой инструмент, который позволяет построить климатический риск-профиль территорий.

НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата

В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.

Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка

Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.

Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного

В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.

ВШЭ наметила образ городов будущего

В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.

Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики

Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.

Ученые НИУ ВШЭ создали среду для моделирования подключенного и беспилотного транспорта

Разработка группы исследователей и студентов во главе с преподавателем департамента компьютерной инженерии МИЭМ ВШЭ Виталием Степанянцем, реализуемая в Учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования МИЭМ ВШЭ под руководством Александра Романова и Александра Американова, впервые в мире позволяет одновременно учитывать детальное моделирование восприятия окружающей среды беспилотным транспортом и распространения сигналов подключенного транспорта. На сегодняшний день среда не имеет аналогов среди программ такого рода с открытым кодом.

«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»

29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.

Облака ближе, чем кажется: итоги форсайт-сессии iFORA

Интеллектуализация управления, синергия с ИИ и переход к микрооблакам — такими будут главные тренды цифровой экономики в ближайшее десятилетие. На форсайт-сессии в НИУ ВШЭ ведущие эксперты в сфере облачных технологий обсудили их эволюцию до 2040 года — от интеллектуализации процессов до идей о переносе хранилищ в космос, чтобы минимизировать экологический ущерб планете.

Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики

22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.