Три совета министру образования и науки
5 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в экспертной дискуссии с членами команды нового министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.
Бывший ректор Московского института стали и сплавов, назначенный в мае этого года в правительство Дмитрия Медведева, Дмитрий Ливанов впервые представил широкой общественности свою команду. Для этого был выбран оригинальный формат, напоминающий ток-шоу, а местом презентации стал клубный офис на Новой площади Cabinet Lounge.
Сам министр с микрофоном в руках вел дискуссию, пять его заместителей — Игорь Реморенко, Игорь Федюкин, Александр Климов, Наталья Третьяк и Александр Повалко – сидели «в президиуме», но на высоких стульях и без стола, а приглашенные эксперты — ректоры, ученые, представители бизнеса, учителя, журналисты — за обеденными столами в зале. В числе участников были ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, проректор МГУ Алексей Хохлов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и другие.
Представив своих заместителей, Дмитрий Ливанов обратился с вопросами к экспертам. Ректору ВШЭ он предложил дать министерству несколько коротких напутствий: «Скажите, что нам делать?», — подчеркнув, что подобные напутствия от него уже получали разные министерства.
Ярослав Кузьминов |
Совет первый: не втянуться в текучку. Такого рода опасность подстерегает каждое министерство, каждую команду, и возникает ложное впечатление, что вот она — настоящая работа, а думать некогда. Но думать точно должно быть когда.
Совет второй: правильно выбирать линию поведения в условиях, когда тебя ограничивают. Заместитель министра Александр Повалко, отвечающий за финансы, уже предложил некоторые рецепты по преодолению существующих ограничений, и Дмитрий Ливанов с иронией заметил, что одно из хобби Александра Борисовича — чтение научной фантастики. В этом смысле, по мнению Ярослава Кузьминова, чем-то похожим на научную фантастику занимаются и эксперты, разработавшие Стратегию-2020, и сотрудники ВШЭ, которые работают с Минобрнауки.
Проектируя то, что реально требуется образованию, нужно понимать, что нас со всех сторон будут «ужимать». И очень важно в этой ситуации «не сломаться», не прекратить борьбу, не смириться, если дают мало, но, с другой стороны, понимать, что образование всегда будет ограничено ресурсами — и кадровыми, и денежными тем более. Нужно работать на достижение выбранных приоритетов, а не просто обеспечивать текущее состояние системы. А общество готово к тому, что власть будет серьезно менять ситуацию в образовательных учреждениях, — по словам ректора ВШЭ, социологические подтверждения такой готовности у нас уже есть.
Третий совет: как можно быстрее ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку в дополнение к русскому языку и математике. В недавно утвержденном стандарте общего образования для 10-11 классов третий ЕГЭ появился по инициативе директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. И хотя стандарт планируется ввести во всех школах страны лишь к 2020 году, медлить с введением обязательного ЕГЭ по иностранному языку не стоит. Это даже важнее, чем увеличивать часы на его преподавание, — каждый родитель «с головой» и так будет способствовать тому, чтобы ребенок учил иностранный язык, если предъявлять на экзамене ощутимые требования.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.
В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.
Органы власти должны начать диалог с референтными группами
В своем блоге на сайте «Эхо Москвы» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов размышляет о том, как повысить эффективность системы Открытого правительства.