Массовая культура опустилась ниже пояса
Элитарная культура напрямую зависит от культуры массовой, а потому природу безвкусицы нужно анализировать. 29 июля в лектории ВШЭ в Парке Горького о взаимосвязи «низких» и «высоких» жанров рассказал доцент факультета философии ВШЭ Александр Павлов.
Секс, насилие и «сортирный» юмор — вот три кита современной массовой культуры, считает Александр Павлов. При этом область запретов и вульгарных тем относительно мало изучена — о массовой культуре привыкли судить по блокбастерам, выступлениям известных рок-групп и модным перформансам. А ведь еще в начале 1990-х годов американская исследовательница и феминистка Линда Уильямс написала статью «Телесные жанры», в которой впервые обозначила киножанры — порнографию, ужасы и мелодраму, — вызывающие у человека вполне определенные эмоции. В это же время западные исследователи кино, уставшие от арт-хауса и во многом воспитанные на «плохом» кинематографе, обратились к темам секса и насилия. В истории киноакадемии они запомнились как bad boys, легитимировав темы, которые раньше считались непристойными.
«Сортирный» юмор, построенный на описании естественных физиологических процессов, по-прежнему у многих вызывает отторжение. Тем не менее его не брезгают использовать в своих картинах вполне себе элитарные режиссеры.
К сексу и насилию на экране общество скоро привыкло, но вот «сортирный» юмор, построенный на описании естественных физиологических процессов, по-прежнему у многих вызывает отторжение. Тем не менее его не брезгают использовать в своих картинах вполне себе элитарные режиссеры. Например, в фильме «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино один из главных персонажей Винсент Вега постоянно ходит в туалет, а когда возвращается, в сюжете происходит что-то важное. Другой пример — сцена в уборной героев Тома Круза и Николь Кидман в фильме «С широко закрытыми глазами» (режиссер Стэнли Кубрик). Темы разложения и гниения использует и Ларс фон Триер в телесериале «Королевство». А картину братьев Фаррелли «Кое-что о Мэри», в которой режиссеры умудрились объединить романтическую линию и «сортирный» юмор, многие критики вообще считают лучшим их произведением.
Первым исследователем запретной темы можно назвать маркиза де Сада. Любопытно, что очень многие критики, хвалившие де Сада за его провокации и утонченный ум, тут же обвиняли его же в «безвкусице», когда он опускался «ниже пояса». Прошло время, и на неудобную тему попытался говорить Фрейд в книге «Неудовлетворенность культурой». Психоаналитик писал, что вопросы, связанные с экскрементами у младенцев и маленьких детей, не вызывают отвращения, однако все меняется, когда человек вырастает. Таким образом, по мнению Фрейда, одним из первых запретов, налагаемых обществом на человека, являются «туалетные» темы — мы получили асоциальный конструкт, который обусловлен некоторыми предрассудками нашего воспитания в социуме.
«Поскольку на протяжении XX столетия все, что связано с уборной, отторгалось обществом, сегодня мы живем в период столкновения двух самых низких жанров — комедии и «сортирного» юмора», — заметил Александр Павлов.
«Поскольку на протяжении XX столетия все, что связано с уборной, отторгалось обществом, сегодня мы живем в период столкновения двух самых низких жанров — комедии и "сортирного" юмора».
Комедия считается «низким» жанром еще со времен Аристотеля. «Поэтика» философа, согласно античным каталогам, состояла из двух частей, однако до нас дошла лишь первая, посвященная теории драмы. В трагедии, по Аристотелю, все действующие лица должны обладать благородством, правдивостью и последовательностью. Предположительно вторая часть трактата была посвящена разбору комедии, в которой, как полагал философ, должны быть изображены человеческие ошибки и безобразия.
Еще в начале XX столетия комедия была эксцентричной, абсурдистской (например, фильмы с Чарли Чаплиным и братьями Маркс). Однако с течением времени юмор начал меняться, появились шокирующие публику сюжеты (комедия «Гарольд и Мод» о любви подростка к престарелой женщине). Вуди Аллен снял картину «Любовь и смерть», в которой впервые посмеялся над «дамой с косой». С появлением черного юмора возник и новый жанр — пародия, поначалу вполне пристойный. Но в 1999 году на экраны выходит «Очень страшное кино». С тех пор пародия ориентируются исключительно на «сортирный» юмор.
Темы, отторгаемые обществом, характерны и для высокой культуры — запретный плод всегда сладок. Делать вид, что этих тем вовсе нет — обманывать себя. «Главное, что нужно понять: все, что связано с телесностью, будет существовать, пока на это есть запрос», — считает Александр Павлов.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих
Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.
Автомобильной Москвы на всех не хватит
Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.
Индустрия культуры переживает трансформацию
Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.
Стыд управляет социумом
Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.
Доверие становится ценностью
Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.
Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему
Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.
Осторожно, бренд!
Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.
От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма
Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.
Пять тысяч лет истории успеха Китая
Китай сегодня — крупнейший мировой экспортер, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции. У такого соседа, конечно, есть чему поучиться. 3 июля в рамках проекта «Университет, открытый городу», преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Целуйко выступил в Парке Горького с лекцией «История Китая: изменчивая неизменность».