«Всю жизнь я выбираю между техническим и дизайн-образованием»
Самый молодой дизайнер «Канала Disney» Анастасия Зайцева по образованию IT-специалист. Зачем дизайнеру диплом инженера? Для чего нужна междисциплинарность? Как выбрать специализацию? Выпускница бакалавриата МИЭМ и магистратуры Школы дизайна знает ответы на эти вопросы.
Из программистов в художники и наоборот
В моей профессиональной траектории нет ничего необычного. За год, прошедший с окончания магистратуры, пятеро знакомых перешли из МИЭМ в Школу дизайна. Человек знакомится с техническими программами, например, с Photoshop, а освоив их, нацеливается на изучение визуализации, концепции стиля и цвета в магистратуре. А есть художники, которые всю жизнь рисуют красками, а потом учатся техническим вещам, чтобы рисовать уже в программе. Так что это не самый сложный маневр.
Информатика и дизайн связаны напрямую. Если зайти в Музей современного искусства «Гараж» или Московский музей современного искусства (ММОМА) — там все интерактивное, на стыке дизайна и информационных технологий. Конечно, тенденция имеет и коммерческую подоплеку: люди больше платят за то, что можно одновременно увидеть, услышать, почувствовать. Сейчас МИЭМ тесно сотрудничает с Школой дизайна, и многие преподаватели делают совместные классные проекты.
Будущее — за информатикой
Я поступала в 2012 году — МИЭМ тогда только присоединился к Вышке. Абитуриенты разделились на два лагеря. Для кого-то это стало спасением, потому что он хотел в Вышку, а технических специальностей на тот момент не было. Кто-то, наоборот, недоумевал, зачем технический институт присоединяется к какой-то экономике?
Уже тогда все учителя и родители говорили, что за информатикой будущее. Поступить было несложно, но оказалось сложно учиться. Профиль «Информатика и вычислительная техника» очень разноплановый — там есть предметы по сборке микросхем, пайке, компьютерной графике и программированию. Только углубившись во что-то конкретное, у тебя появляется мысль, куда ты потом пойдешь работать.
Психологи все чаще пишут о проблеме выбора.
Теоретически у любого выпускника вуза есть море возможностей, а в итоге многие до 30 лет не знают, кем стать
Студентам сегодня хочется одно, а завтра другое. Я всегда советую максимально сузить направление — и развиваться по этой линии. Если распыляться на все и сразу, успех не придет.
Первые шаги в дизайне
На втором курсе я выбрала путь, и мне стало легче контролировать поток знаний, который идет из Вышки, и с их помощью совершенствоваться в будущей профессии. Мой выбор пал на компьютерную графику, которую тогда преподавал Денис Александрович Королев, а основы веб-дизайна вела Надежда Константиновна Трубочкина. Они привили мне желание развиваться в этой области, после чего я начала уже самостоятельно изучать графические программы. На следующие три года я углубилась в компьютерную графику, запустив все остальные предметы. Речи еще не шло о дизайне, я познавала технические аспекты.
Мне всегда было затруднительно, будучи бакалавром-инженером, приходить на лекции в Школу дизайна или записываться на курсы дополнительного образования. Во-первых, многие курсы для начинающих — платные. Во-вторых, каждая лекция у дизайнеров — захватывающая дискуссия, а не вялое бормотание преподавателя у доски. Я боялась быть вовлеченной в диалог, из которого станет ясно, что я многого не знаю и вообще пришла с другого факультета.
Стажировки МИЭМ тоже предлагал инженерные, не связанные с дизайном — «Крок», дочерние компании IBM. А тем временем «Ярмарка вакансий» Вышки предлагала классные проекты для студентов и выпускников Школы дизайна. Тогда я начала искать самостоятельно. Моя первая работа связана с графическим дизайном. Я начинала младшим дизайнером в фирме, занимающейся брендингом и фирменным стилем различных компаний. Когда приходишь в компанию, которая делает айдентику «Газпрому», а ты только-только научился рисовать палки в Photoshop — это очень сложно. И спасибо тем людям, которые меня не выперли. Мне платили очень низкую неофициальную зарплату, но я получила практические навыки.
Возвращение в инженерию
Я проработала в той компании год и ушла, потому что начался диплом. На четвертом курсе решила более ответственно подойти к обучению в МИЭМ. Поучаствовала в конференциях, и выпускная работа — мобильное AR-приложение — получилась достаточно насыщенной. По итогам оно должно было делать 3D-панораму пространства с помощью мобильного телефона и очков дополненной реальности. В дипломе я прописала концепцию и начало разработки. Обычно глубина 3D-погружения создается с помощью двух камер, а в телефоне камера одна — в этом оказалась самая большая сложность. Поэтому за четвертый курс я написала несколько научных статей о том, как добиться эффекта при помощи одной камеры (всего у Анастасии вышло девять статей в Scopus, она является победителем Межвузовской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского в 2016 году — прим. ред.).
Мое техническое образование дало мне достаточно много — сейчас я все время к нему возвращаюсь. Мы с коллегой уже год делаем свой стартап — мобильное приложение, через которое можно покупать дизайн, графические продукты. Мои знания помогают мне найти программиста, понять насколько он адекватен — и вместе придумать техническое решение для будущего продукта.
Снова дизайн
Для поступления в магистратуру Школы дизайна требовалось портфолио. У меня было несколько работ в незаконченном состоянии, которые нигде не выставлялись, но я обладала хорошими навыками для дальнейшего развития. Также я прошла собеседование и тестовое задание — оно заключалось в создании визуального исследования.
Я поступала на «Искусство книги» (остальные интересные направления оказались платными, а я шла на бюджет) и делала исследование о способах визуализации в научной и научно-технической литературе. Если взять, например, детскую энциклопедию, там можно увидеть много классного: миллион заголовков, подзаголовков, разных видов текста, картинки, подписи и так далее. Но если открыть, например, учебник по физике — кроме иллюстраций физических процессов, вы там ничего не увидите.
Я искала из ряда вон выходящие примеры, которые из научной или технической книги делали произведение искусства
Наш прекрасный преподаватель Евгений Корнеев познакомил нас с голландским и швейцарским дизайном, а по окончании 2 курса магистратуры мы создали сайт с различными конструкциями книги — на данный момент их там больше ста. У меня получилась книга-пианино со страницами разного формата, которые выстраивались лесенкой: самый большой формат — в конце, самый маленький — в начале.
Путь к Диснею
Я училась в магистратуре и работала в фирме, которая занимается всероссийскими премиями, начиная от женского форума и заканчивая премией в области продовольствия. Каждой премии и фестивалю нужна своя айдентика, чтобы полиграфическая продукция: листовки, плакаты, визитки и т.п. — все было в одной стилистике. Над этим я работала год, по ночам, по выходным. Мне пришлось стать веб-дизайнером, дизайнером мобильных приложений, дизайнером крупной рекламной продукции, дизайнером книги и даже делать анимацию. Все так начинают. Когда студент приходит на стажировку в McKinsey, Google или «Яндекс», не смотря на специализацию, он бегает везде — крупные компании этим грешат. С другой стороны, это дает уйму навыков и понимание, чем ты точно не хочешь заниматься.
Именно там мне повезло познакомиться с хорошими людьми, которые привели меня в «Дисней». На канале я уже два года. Недавно меня повысили до моушн-дизайнера, начинала я с графического дизайнера. У канала много собственной графики — все, что производит студия Walt Disney Pictures, компания Pixar и другие дочерние организации. Использование материалов строго регулируется — ты не можешь даже руку персонажу как-то иначе повернуть. Сейчас я занимаюсь небольшой анимацией для канала: роликами, которые закрывают любой мультсериал, и показывают, что будет дальше. Сложная работа, некоторые проекты делаются месяцами.
О рамках и правилах
В большом Disney мы все одна команда и взаимодействуем между собой. Например, в офисе регулярно проходят лекции сотрудников. Каждый независимо от должности и ранга может рассказать коллегам, чем именно он занимается, чтобы ты, находясь в большой компании, понимал, как она работает. Я, будучи дизайнером, могу рассказать, что именно входит в мою компетенцию. Коллеги из разных подразделений должны осознавать, как им взаимодействовать друг с другом, чтобы не переступать границы, не брать на себя лишние полномочия или наоборот.
Еще мы приглашаем сторонних лекторов, которые обучают нас, например, правилам деловой переписки на английском. Бывало, сотрудники отправляли чуть ли не головному офису в Калифорнии сообщения «Hi dude!» («Привет, чувак!»). Лекции проходят почти каждую неделю, посещение свободное.
И о том, что дизайн — это не только творчество
У Disney за столько лет существования появилось много правил, которые подробно описаны. Банально, сидя в России, вы не можете поместить Микки Мауса на упаковку хлопьев, в которых килокалорий больше, чем нужно. В Америке ожирение, и политика компании запрещает размещать персонажей, например, на фастфуде. Настолько все серьезно.
На самом деле работать в рамках проще — тебе легче прийти к правильному результату. Нам читали даже лекцию на эту тему, учили нарочно себя ограничивать, чтобы сгенерировать идею. Это практика, которую каждый человек должен вести, иначе так и будешь сидеть перед белым листом, и ничего тебе в голову не придет. У Disney сейчас очень разнообразный контент, поэтому проще работать, когда голова не разрывается от возможностей реализовать ту или иную идею.
Я не считаю себя творческим человеком. То, чем я занимаюсь, — просто виденье композиции и применение технических навыков. Дело не в том, как ты умеешь рисовать. Можно вообще не уметь этого делать. Так что после окончания МИЭМ дизайнером стать легко.
Абитуриентам я бы посоветовала не идти на поводу у родительских несбывшихся надежд о собственной реализации, а тщательно прислушаться к себе и своим способностям. Это поможет прийти к нужному результату — и гораздо менее извилистыми путями.
Корнеев Евгений Александрович
преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
Королев Денис Александрович
доцент департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ
Трубочкина Надежда Константиновна
профессор департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ