Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале
Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.
Участники школы сфокусировали внимание на экологии и вопросах трансформации окружающей среды под воздействием человека. Школа проходила на озере Тургояк в Челябинской области — уральском регионе, который не только находится на границе Европы и Азии, но и известен как природными достопримечательностями и заповедными местами, так и концентрацией различных производств.
Ключевым принципом программы школы стала междисциплинарность, проявившаяся как в подборе лекторов, так и в формировании состава участников. Среди них оказались студенты различных направлений — историки, культурологи, географы, архитекторы, социологи. В своих выступлениях приглашенные эксперты наметили перспективы изучения экологической проблематики применительно к истории и современности. Лекции научных сотрудников Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александры Бекасовой и Маргариты Дадыкиной обозначили аспекты современного состояния этого поля исследований, которое сегодня объединяет достижения истории технологий, истории транспорта, туристических исследований, городской истории, включает в себя изучение как реальных, так и воображаемых ландшафтов. Специальное внимание было уделено практике изучения периферийных пространств. Выступления директора ИГИТИ Бориса Степанова и ведущего научного сотрудника института Романа Абрамова оказались посвящены обсуждению краеведения как типа знания о периферии и его культурной роли в прошлом и настоящем. Директор екатеринбургской Школы арктического дизайна Светлана Кравчук рассказала об усилиях дизайнеров по изучению самодеятельного технического творчества жителей отдаленных регионов.
Однако основной акцент в работе школы делался на активности слушателей. Научный проект каждого из них стал предметом внимательного обсуждения, в котором студенты и преподаватели принимали активное участие. Исследовательская работа развернулась и в рамках школы. Были организованы две экскурсии: на первой участники знакомились с ландшафтами национального парка «Таганай», во время второй изучали город Карабаш, который до недавнего времени считался одним из самых загрязненных мест на планете. Экскурсии предварялись лекциями научной сотрудницы Антропошколы Рамины Абиловой о фотографии как исследовательском инструменте и научной сотрудницы Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Натальи Юркевич об экологических проблемах города Карабаш. По итогам полевых исследований слушатели готовили фотоэссе, затрагивавшие различные грани взаимодействия человека и природы.
Летняя школа позволила участникам не только обсудить свои проекты в широкой перспективе экологических наук, но и непосредственно познакомиться с этой проблематикой, открывая для себя новые пространства глубинной России.
Герман Минзафаров, магистерская программа «Геоинформационное картографирование» Института наук о земле, СПбГУ, 2-й курс
«На летнюю школу я отправлялся с определенной долей скепсиса, имея опыт нахождения с большим количеством гуманитариев в закрытом пространстве в течение продолжительного времени (спасибо археологическим раскопкам). Но встретил исключительную доброжелательность, уважительное отношение, заботу организаторов и участников.
Сложно представить более подходящее место для проведения летней школы по environmental humanities, чем Челябинская область. Здесь можно увидеть природу дикую и освоенную человеком, территории экологически чистые и безнаказанно загрязненные, заброшенные здания и благоустроенные парки. Этим пространствам удалось объединить вокруг себя столько разношерстных исследователей, и думаю, что это обогатило их будущие проекты.
Лично мне участие в школе дало большое количество приятных знакомств, несколько предложений начать совместные проекты в будущем и возможность сменить сферу научных интересов. Эта летняя школа — пример того, как действительно должна проходить коммуникация и трансфер знаний в академическом сообществе, за что мне хотелось бы благодарить ее участников и организаторов».
Роман Гильминтинов, старший научный сотрудник Антропошколы ТюмГУ, докторант Университета Дьюка (Duke University)
«Школа показала, что environmental humanities становятся точкой для новой сборки целого спектра тем и проблематик. Исследования мобильности и город, промышленное загрязнение и экстрактивизм, имперские пространства и роль науки в модерном обществе — эти привычные темы звучали на школе совсем не так, как мы привыкли о них говорить. Пожалуй, наиболее интересным для меня стала идентичность темы лесных пожаров в работах двух участниц школы из очень разных дисциплин — истории и геохимии. Разные методы, разная хронология, разные выводы. Однако обе стороны были вынуждены искать общие основания, вырабатывать язык, понятный всем участницам и участникам дискуссии».
Дарья Хохлова, бакалаврская программа «Философия» НИУ ВШЭ, 4-й курс
«Меня вдохновило наше обсуждение, как один и тот же предмет исследования можно сделать “объектом” для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение полезно для понимания, как можно строить дизайн исследований.
Поразительное воздействие на меня оказал Карабаш. Сначала мы послушали лекцию в академическом формате про экологию и химические процессы, а потом вышли в поле и увидели это своими глазами. Мы с Анной Ерошенко говорили с местными жителями, и оказалось, что все эти перспективы нельзя однозначно собрать в какую-то единую картину — “объект” рассыпается и не дает себя сконструировать “объективно”. Мне кажется, было бы продуктивно продолжать такой формат: сначала смотреть на экологическую проблему отстраненно, а потом своими глазами. Это помогает лучше разбираться, как это обстоит на месте, и находить творческие способы примирить разные перспективы».
Святослав Костенко, бакалаврская программа «Культурология» НИУ ВШЭ, 4-й курс
«Было интересно послушать и обсудить работы коллег, найти потенциальные точки для дальнейшего сотрудничества. Отдельную пользу для меня принесло обсуждение моей работы, когда и была сформулирована проблема, над частным случаем которой я планирую работать в дипломной работе. Такое не может не радовать!»
Элина Кочерещенко, магистерская программа «История современного мира» НИУ ВШЭ, 2-й курс
«Самое запоминающееся — это поездка на Карабашский медеплавильный завод и атмосфера, которая образовалась вокруг него. У меня возникла ассоциация с чернобыльской катастрофой, где рука человека стала причиной возникновения аварии. “Карабашская рука” скорее растянута во времени: завод видел времена и Российской империи, и СССР, и тяжелые 1990-е. В итоге он выстоял, а природа — нет. Возле завода образовалось марсовое поле, где промышленные хвосты буквально впитались в некогда живую почву. Тем временем жизнь на предприятии бьет ключом: по территории передвигаются фуры, а густая серая пыль окутывает рабочие цеха».
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.