• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третья научно-практическая конференция "Экономика образования - итоги мониторинга"

В Высшей школе экономики прошла третья научно-практическая конференция "Экономика образования - итоги мониторинга". Результаты мониторинга экономики образования, проводимого по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, представили его авторы - эксперты Государственного университета - Высшей школы экономики, Фонда "Общественное мнение", Центра Юрия Левады* и Государственного межрегионального центра Росстата.

Как отмечалось в рамках конференции, впервые в мировой практике получена наиболее полная оценка совокупных затрат на образование, включающая расходы бюджетов всех уровней, расходы населения и расходы предприятий. В ходе работ по созданию системы мониторинга разработаны:

  • концепция, методология, организационная схема, система ключевых показателей, программа и инструментарий обследований мониторинга экономики образования;
  • методика определения показателей расходов населения и расходов предприятий на основе сочетания данных государственной статистики и социологической, экспертной информации;
  • методика косвенной оценки коррупционных расходов семей;
  • методы исследования мотиваций поведения и стратегий участников рынка образовательных услуг - домохозяйств, работодателей, образовательных учреждений, их руководителей, преподавателей и учащихся.

Подводя итоги третьего этапа исследования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что задача состояла не только в сборе и интерпретации данных о затратах на образовательные услуги, о финансовом состоянии образовательных учреждений, о конъюнктуре рынка образовательных услуг и других экономических параметрах российского образования. Важной частью трехлетней работы было формирование методологии. Теперь впервые появилась возможность сравнивать результаты исследования за несколько лет, созданы предпосылки для формулирования стратегии развития образовательной отрасли, считает ректор ГУ-ВШЭ.

Результаты мониторинга ярко высветили особенности и проблемы российского образования. Совокупные прямые затраты на образование из всех источников в 2004 году оцениваются в размере 928 млрд. рублей (5,5% ВВП). При этом расходы бюджетов всех уровней составляют 593, 2 млрд. рублей (3,5% ВВП); расходы населения - 326 млрд. рублей (1,9% ВВП); расходы (прямые) предприятий - 16 млрд. рублей (0,1% ВВП). Это означает, что на семейные бюджеты ложится более трети совокупных расходов на образование.

В расчете на одного обучающегося в системе общего образования (с поправкой на паритет покупательной способности) расходы на образование в России в 2,5 раза меньше, чем по странам ОЭСР, а в системе профессионального образования - в 10 раз меньше, сообщил Кузьминов. Отставание же по уровню расходов на высшее образование он назвал трагическим. Представленные участникам конференции материалы показывают, что даже имеющиеся ресурсы не всегда распределены рационально. Так, 55% учащихся техникумов планируют в будущем поступать в вузы, значит, не работают по специальности и деньги на их образование государство тратит впустую. Вместе с тем, усилия, которые Минобрнауки предпринимает в рамках имеющихся возможностей, по мнению Кузьминова, приносят определенные результаты, в частности, существенно увеличилась доля занятых в образовании в возрасте до 30 лет.

Заместитель руководителя Федеральной службы статистики Игорь Ульянов назвал мониторинг сферы образования очень актуальной задачей и высоко оценил представленные результаты. Долгое время у нас забывали о том, что образование - часть экономики и что сбрасывать со счетов экономическую составляющую нельзя, заметил Ульянов.

Как заметил один из авторов мониторинга, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг, в работе впервые дана комплексная оценка совокупных расходов на образование, включая расходы семей и предприятий, создана основа для регулярных мониторинговых исследований.

Начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Евгений Бутко сообщил, что почти все показатели, которые отражены в этих исследованиях, Федеральное агентство по образованию и Министерство образования и науки РФ учитывают при формировании концепции развития образования и при последующем планировании его финансирования. Важная заслуга авторов работы - создание системы анализа информации, считает чиновник. Недостатком мониторинга в его нынешнем виде Бутко считает то, что он пока не касается вопросов управления федеральным имуществом, государственного заказа на образовательные услуги, исполнения федеральных целевых программ в образовании.

Как отметил ректор ГУ-ВШЭ, возможно, самым важным из результатов исследования следует считать достраивание структуры расходов населения на образование цифрами теневых затрат (взятки, репетиторство, добровольная помощь родителей и пр.) - никогда ранее эта огромная часть экономики образования подробно не исследовалась. Как показал анализ, так называемое "бесплатное" образование сопряжено со значительными расходами населения: обучение ребенка в общеобразовательной школе не потребовало никаких затрат лишь от 1% семей, а на поступление в вуз не потратились лишь 6% хозяйств. Впервые в графе расходов заняли место - 6% - "спонсорские" расходы.

Как отмечалось на конференции, российская система образования за годы исследования преодолела значимый рубеж: в российских вузах уже более половины учебных мест (56,4%) платные. Материалы мониторинга показывают, что половина всех расходов на образование, включая коррупционные платежи, приходится на поступление в вузы. Если условно распределить взятки, уплаченные за некоторых абитуриентов, между всеми абитуриентами, то на каждого из них приходится в среднем по 6,5 тыс. рублей в Москве и по 2,5 тыс. рублей в остальных регионах.

Исследование развенчало несколько устойчивых мифов. Например, считалось, что едва ли не каждый преподаватель вуза наживает огромные деньги репетиторством и возмездной помощью при поступлении в вуз. Выяснилось, что в той или иной мере этим занимается порядка 15% преподавателей.

Неожиданным для исследователей оказался еще один факт: работодатели все меньше доверяют дипломам о высшем, среднем или начальном образовании, все большее значение придают профессиональному опыту кандидатов. При этом дополнительное обучение, переквалификацию работника они предпочитают проводить либо на рабочем месте под руководством наставника, либо на предприятиях аналогичного профиля, в трети случаев - у своих прямых конкурентов.

Как заявил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, управление образованием - это часть государственной политики. И мониторинг отрасли, по его словам, чрезвычайно важен, ведь он "не только отвечает на актуальные вопросы, но и ставит новые". Более тонкий учет индикаторов позволит оптимально планировать направления профессионального образования и распределять ресурсы при формулировании новой целевой программы образования. Результаты работы исследовательской группы - это уже "не просто база данных, это база знаний", - подчеркнул Свинаренко.

 

* * *

Информационные материалы к конференции:

  • "Экономика образования - итоги мониторинга". - подробнее...
  • "Экономика образования в зеркале статистики: новые данные" (информационный бюллетень в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Стратегии учебных заведений профессионального образования (исследование в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Система профессионального образования и рынок труда (исследование в рамках мониторинга экономики образования) -подробнее...
  • Потребности населения в профобразовании (исследование в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Субъективные оценки расходов семей на образование, в т.ч. коррупционные расходы (по данным исследований в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...

* * *

СМИ о конференции:

* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке

Десятая международная конференция, организованная Высшей школой экономики, продлится до 25 октября. Ее участники обсудят вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы.

Какие стимулы нужны бюрократии и элитам, чтобы способствовать экономическому росту?

В Вышке завершила работу четвертая ежегодная научная конференция Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ. Ведущие исследователи из России и из-за рубежа обсуждали, какое влияние на экономику стран, прежде всего развивающихся, оказывают институты, элиты и коллективное действие.

«Команда ЛИА и ИНИИ готова играть по правилам мировой науки»

В Вышке прошла юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, с чего все начиналось и что сегодня представляют собой ЛИА и ИНИИ, рассказали участники конференции.

ЛИА и ИНИИ приглашают на академический праздник

30 мая в Вышке пройдет юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, как и зачем создавались лаборатория и институт, об исследованиях, которые в них ведутся и что ждет гостей конференции, рассказывает директор ИНИИ Мария Юдкевич.

Молодые ученые представили свой взгляд на традиции и новации в трудовом праве

Общественные отношения, регламентируемые законодательством России, в последние годы сильно меняются, и очевидно, что развитие трудового права в стране будет определяться, с одной стороны, необходимостью сохранения базовых принципов этой сферы юриспруденции, а с другой — потребностью перемен. На факультете права ВШЭ прошла 10-я конференция студентов и молодых ученых «Традиции и новации в трудовом праве России».

Изучать смерть для того, чтобы жить

В Высшей школе экономики прошла первая пациентская конференция «Боковой амиотрофический склероз: обмен опытом помощи больным». Ее организовали инициативная группа родственников больных БАС, а также ФГБНУ «Научный центр неврологии» и Служба помощи больным БАС при медицинском центре «Милосердие». В качестве организаторов от Высшей школы экономики выступил Международный институт экономики и финансов и Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ. В конференции также участвовали волонтеры, психологи и врачи разных специальностей, помогающие пациентам с БАС.

Эксперты обсудили проблемы информационной безопасности

В Высшей школе экономики прошла II Международная научно-практическая конференция «Управление информационной безопасностью в современном обществе», организованная ВШЭ совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Академией информационных систем.

Главные редакторы международных научных журналов выступят на конференции в ВШЭ

28 мая в рамках международной конференции «Analytical communities in policy advisory systems at global and local level: comparative analysis of policy impact» будет проведена специальная, «журнальная» сессия. Редакторы четырех известных международных журналов по публичной политике расскажут о процедурах отбора статей и о том, каким должен быть научный текст, чтобы иметь шансы быть опубликованным в хорошем журнале.

Первая международная конференция пользователей RLMS-HSE

17-18 мая в Высшей школе экономики пройдет первая международная конференция пользователей «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ» (RLMS-HSE). Срок подачи заявок на участие в конференции продлен до 25 марта.

«Рождение и возрождение университетов»: день второй

20 октября в Культурном центре ВШЭ прошло заключительное пленарное заседание и круглый стол III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов».