Публичная политика — вне границ
Завершила свою работу осенняя школа “Contemporary public policy and governance in Russia and the European Union”, которая проходила в ВШЭ с 1 по 9 октября. Школа была организована общеуниверситетской кафедрой публичной политики и Школой публичной политики имени Вилли Брандта Университета Эрфурта, Германия.
В работе школы приняли участие по 12 студентов от обоих партнерских университетов, которые за 6 дней интенсивных занятий поняли, что «публичная политика» обладает едиными признаками — хоть в России, хоть в Европе, хоть в Гане или Египте.
— Для студентов Вышки школа стала настоящим испытанием на прочность, поскольку кроме лекций, обсуждений кейсов, визитов в гражданские организации и освоения ридера в 300 страниц, обычных занятий в магистратуре кафедры публичной политики никто не отменял, — делится своими впечатлениями от школы студент 1 курса магистратуры ВШЭ Александр Третьяков. — Утром мы занимались по программе осенней школы», а вечером — по нашей обычной программе. Но никто не жаловался, наоборот, это только прибавляло сил и какого-то «драйва», поскольку для нас, студентов ВШЭ, это стало уникальным шансом погрузиться в контекст открытого международного образования по выбранной специальности. Центральной темой школы стало понятие Governance; оно не имеет прямого перевода на русский, однако является одним из центральных для анализа и оценки сферы публичной политики — в разных государствах и при разных политических режимах.
— Мне хочется сравнить осеннюю школу с нашей школой «Практика на Балтике», — говорит Нина Беляева, руководитель школы, заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ. — «Балтика» — мультидисциплинарная школа, и кроме того, в ней совмещены обучающие технологии и исследовательская работа. В итоге слушатели обогащаются новым знанием, которое возникает с их участием — получается, что студенты, в том числе, выдают и исследовательский результат. Осенняя школа, была, скорее, более традиционной, учебной. Это был, что называется, нормальный курс по сравнению проблем Governance в России и Европе. Мы обсуждали, каким образом технологии поиска общих решений для комплексных проблем развиваются в России и ЕС. И учебная задача состояла в том, чтобы профессора из двух разных школ смогли вместе прочитать общий курс. Здесь было очень много экспериментальных вещей, например, насколько мы с европейскими коллегами схоже понимаем что такое «Governance».
По оценке участников школы, совместное ведение занятий преподавателями из Высшей школы экономики и Университета Эрфурта оказалось более чем эффективным и во многом позволило более широко рассмотреть обсуждаемые понятия. Также помогла и «география» участников: на школу приехали представители 14 стран мира. Таким образом, своими наработками делились не только профессора двух кафедр публичной политики, но и студенты из Океании, Азии, Африки, Америки, Европы и России.
— Моя страна очень отличается от России, — отмечает участница школы Мариша Диас, студентка из Мексики, — и для меня было важно и несколько неожиданно, что, приехав в «принципиально другую» точку мира, можно увидеть, что многие вещи и взгляды на них схожи. Очень интересно было изучать, как обстоят дела в сфере публичной политики в России, особенно взгляды и ожидания нового поколения.
Надо заметить, что Россия не являлась специфической сферой интересов для большей части гостей, однако тема публичной политики и Governance оказалась настолько универсальной, что опыт сравнения на примере нашей страны оказался не только интересным для всех слушателей, но многие смогли вынести и пользу для разработки своих собственных тем.
— Я специализируюсь на международных отношениях и некоммерческом управлении, — говорит Сара Тахеб, участница школы из Египта. — Поэтому права человека хорошо вписываются в то, чем я хочу заниматься в будущем, и такие концепты как легитимность и "Governance" — часть сферы моих интересов. Все это связано с международными отношениями, и для меня уж точно не было лишним узнать о ЕС и России, даже несмотря на то, что это не моя прямая специализация.
Кроме аудиторных занятий в программе школы было и посещение старейшей правозащитной организации России — Московской Хельсинской группы, а также Сахаровского центра, где гости смогли познакомиться с историей нарушений прав человека в стране.
— Мне понравились лекции о правах человека, особенно экскурсия в Хельсинскую группу и Музей ГУЛАГа. Я думаю, что опыт таких выездных лекций наиболее полезен, потому что материал лучше воспринимается и запоминается, — считает участница школы Кэтлин Лири (США).
На школе специально было организовано и студенческое взаимодействие. Скажем, российские и иностранные студенты были разделены по парам, которые в конце обучения представили совместные презентации с анализом нескольких реальных случаев governance и публичной политики с точки зрения глобального участия в них. Несмотря на то, что перед осенней школой стояли скорее образовательные, чем исследовательские, задачи, в результате совместной работы наметились хотя и прогнозируемые, но тем не менее достаточно неожиданные перспективы взаимодействия.
— Судя по студенческим докладам, мы вышли за образовательные рамки — в сферу исследовательскую, — считает Нина Беляева. — Немало зарубежных студентов после школы уже изъявили желание включиться в наши научно-исследовательские группы. Речь идет, например, о группе Global Participation и Global Governance... Студенты из Ганы, Египта, США говорили в своих докладах, что невозможно рассматривать систему принятия решений на уровне даже национального государства без учета глобальных тенденций; и эти слушатели школы с большим интересом могли бы принять участие в работе соответствующей исследовательской группы. И мне кажется, что это самый многообещающий результат.
Погружение в российскую реальность, как признавались иностранные участники школы, оказалось для них некоторым жизненным испытанием: к примеру, ориентирование в метро без знания русского языка, серьезный вид москвичей, не самая благостная погода были, по их словам, не лучшим фоном для школы. Тем не менее большинство участников заявили, что с радостью примут участие в новых совместных проектах, а чтобы не забывались впечатления от занятий в ВШЭ, создали в интернете блог школы.
— Мне интересно исследовать политики разных государств, а лучший способ изучения и оценки — это узнать, как работает система внутри страны и как она соотносится с окружающим миром, — говорит участник школы Марк Аниорикея (Гана). — Мой научный поиск связан с глобальным со-управлением (global governance), мне важно и интересно примерять мои идеи по поводу него к разным странам. И, конечно, лучше всего это делать, когда лично знакомишься с той или иной страной, поэтому я с радостью приму участие в программах обмена.
Беляева Нина Юрьевна
Вам также может быть интересно:
Политаналитики пяти континентов обсудили, как устроена публичная политика
В Высшей школе экономики прошла Международная научная конференция «Analytical communities in Policy Advisory Systems at Global and Local Level: Comparative Analysis of Policy Impact» («Аналитические сообщества в консультативных системах принятия политических решений на глобальном и локальном уровнях»).
ВШЭ и Болонский университет подписали новый договор о программе двойных дипломов
Слушатели магистерской программы ВШЭ «Политический анализ и публичная политика», отучившиеся не менее семестра в Болонском университете и успешно защитившие диссертацию, смогут получить дипломы обоих университетов. Аналогичная возможность появится у итальянских студентов, которые в течение семестра или года будут учиться в Вышке.
Главные редакторы международных научных журналов выступят на конференции в ВШЭ
28 мая в рамках международной конференции «Analytical communities in policy advisory systems at global and local level: comparative analysis of policy impact» будет проведена специальная, «журнальная» сессия. Редакторы четырех известных международных журналов по публичной политике расскажут о процедурах отбора статей и о том, каким должен быть научный текст, чтобы иметь шансы быть опубликованным в хорошем журнале.
Профессор ВШЭ стала членом редсовета журнала по проблемам публичной политики
Заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева вошла в редакционный совет рецензируемого научного журнала по сравнительному анализу публичной политики «Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice».
«Что больше всего привлекает — полная свобода»
Екатерина Бодягина изучала журналистику бакалавриате ВШЭ, поступила на магистерскую программу «Политический анализ и публичная политика», а сейчас проходит стажировку в Берлинском университете имени Гумбольдта. О своей учебе она рассказала порталу Theory&Practice.
Граждане захватывают город
Все лето по понедельникам профессора Высшей школы экономики выступают с открытыми лекциями в Парке Горького. 17 июня с лекцией «Политика площадей» выступил заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ Сергей Медведев*.
«Я веду занятия достаточно неформально»
В апреле в Высшей школе экономики побывал профессор Болонского университета Лучио Пиччи. Он провел несколько занятий для студентов и преподавателей кафедры публичной политики, а также участвовал в Апрельской конференции ВШЭ. О своих впечатлениях профессор Пиччи рассказал в интервью новостной службе портала.
Публичная политика сильна дебатами
В Подмосковье прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры кафедры публичной политики ВШЭ.
Публичная политика: зимняя школа на английском
27 января в Подмосковье открылась организованная кафедрой публичной политики ВШЭ международная зимняя школа, на которую собрались абитуриенты магистерской программы «Политический анализ и публичная политика». О школе рассказывают ее организаторы и участники.
Беляева Н.Ю. Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики. М.: Российская ассоциация политической науки, 2012
Книга представляет результаты очередного исследовательского этапа работы коллектива кафедры публичной политики НИУ ВШЭ и Исследовательского комитета по публичной политике РАПН.